В Москве стартовала Неделя казахстанского кино, посвященная Абишу Кекилбаеву

Неделя казахстанского кино в Москве началась в кинотеатре «Иллюзион» фильмом «Шыңырау» о колодцекопателе Енсепе и его сыне Жомарте, история которых разворачивается на фоне сезонной кочёвки, сложных семейных взаимоотношений и любви двух подростков. Фильм снят по роману «Колодец» признанного мастера художественного слова и литературной прозы, казахского народного писателя Абиша Кекилбаева, а вся предстоящая неделя посвящена его 80-летнему юбилею.

Открывая вечер, Посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов отметил, что мы празднуем юбилей государственного деятеля и величайшего писателя Абиша Кекилбаева, личность которого имеет особое значение для нашего народа и неразрывно связана с духовным возрождением современного Казахстана.

«Он внёс вклад не только в литературное наследие нашей страны, но и остался в памяти как глубокий мыслитель и высокий ориентир духовно-нравственного развития. Сегодня мы открываем неделю казахского кино в Москве. Вашему вниманию будет предоставлен фильм, снятый по мотивам одного из лучших произведений писателя», - отметил посол.

Заместитель Министра культуры РФ Павел Степанов обратил внимание на то, что программа Недели казахстанского кино в Москве очень обширная и разножанровая.

«Хочется посмотреть все 8 фильмов. Программа подобрана таким образом, что можно составить хорошее представление о современном казахстанском кино. Мы предаём большое внимание сотрудничеству с Казахстаном в культурной сфере, гуманитарной и в сфере кино. Думаем и совместном производстве полнометражных фильмов. Думаю, мы уже созрели для того, чтобы делать их большими, знаковыми и событийными», - подытожил Павел Степанов.

По случаю 80-летия юбиляра празднование стало масштабнее обычного. Перед показом фильма «Шыңырау» прошла презентация романа Абиша Кекилбаева «Конец легенды» в картинах студентов факультета "Живопись" Российского государственного университета им. А. Косыгина. Она позволила вспомнить художественное слово Абиша Кекилбаева через картины молодых российских художников, проявивших желание раскрыть сквозь призму своего художественного взгляда роман "Конец легенды". Всего было создано 23 картины, раскрывающие сюжет и визуализирующие его. Вернисаж сопровождала аудиокнига, созданная специально к этой дате и дополненная музыкой Рената Гайсина. 

На пресс-конференции, предваряющей Неделю казахстанского кино, говорили не только о самом фильме, но и о совместном казахстанско-российском кинопроизводстве. По словам Армана Асенова, главы киностудии «Казахфильм» одним из главных направлений отечественного кинематографа является копродукция.

«Основным партнёром для этого мы видим именно российское кино, потому что очень много совместных тем. Мы подходим друг другу по менталитету, у нас нет языкового барьера. Есть целый пласт интересных сценариев, которые можно экранизировать», - сказал в своём выступлении Арман Асенов.  

Наталия Щигорец, автор двух картин выставки говорит, что в процессе написания работ захотела однажды посетить Казахстан. Подбор материала занял у неё неделю, создание картины ещё столько же. Пришлось углубиться в культурные пласты казахского быта, захотелось увидеть всё это своими глазами.

«Сначала было полное погружение в казахскую культуру. Потрясающий подбор текстильных материалов. Вообще, мы орнаменталисты, нам важна как раз декоративность этих работ. Основное – это, конечно, изучение костюма, исторических каких-то моментов, самой природы. Ведь Казахстан богат природными красотами. Мы полностью старались погрузиться, чтобы работа оправдала себя для такого важного мероприятия. Хотелось выдать качественный результат», - признаётся художница.  

Сюжет картины рассказывает о копателе колодцев Енсепе и его сыне, Жомарте. Отношения между ними стали напряженными из-за влюбленности Жомарта. Отец хочет, чтобы сын больше посвящал времени работе. Через историю героев зрителям представлены такие человеческие пороки, как зависть, предательство, гордыня, обман и любовь.

Режиссёр снял ленту два года назад, но этому предшествовали три года непрерывных консультаций с Абишем Кекилбаевичем. К сожалению, мастер успел только благословить работу, но не дожил до выхода картины на большой экран. Как отметили многие присутствующие, наверняка он был бы доволен результатом.

Вообще, весь фильм – погружение в мир ассоциаций и чувств. Как заметил Имангали Тасмагамбетов, он полон символизма. И каждый обязательно найдёт в этих символах свой смысл. Но общими остаются тема жизни, вечности, борьбы, веры и любви.

«Мангыстау – удивительный край, безводный. Вы знаете, что Каспийское море солёное. Кочевникам и скоту, с которым они передвигались, нужна была пресная вода. Поэтому колодцекопатели – это такое удивительное родовое ремесло, которое по большому счёту понять очень сложно. Есть что-то сверхъестественное в этих людях, которые могут ощущать наличие воды через десятки метров вглубь. Для этого нужно знать землю Мангыстау. Поэтому это произведение Абиша Кекилбаева наполнено многовековой мудростью народа», - поделился впечатлениями посол Казахстана.

Это не биография и не исторический эпос. Фильм отражает видение режиссёра и автора романа философии кочевой жизни и мира в целом, где полный воды глубокий колодец – сама суть бытия, а опустевший – её конец. И хоть в финале герой трагически погибает, но он оставляет после себя целое подземное море. А значит, жизнь всё-таки продолжается.

«Фильм мне очень понравился, глубокий. Сначала я немного сомневалась, а потом до такой степени вжилась... Меня тронула жизнь людей в таких тяжелы условиях. Пробиваться, добиваться того, чего они хотят и положить всю свою жизнь на то, чтобы не лично им, а всем людям было хорошо – это очень трогательно, особенно в наше время. И колодец здесь, мне кажется, символизирует нечто божественное, ритуальное», - поделилась эмоциями гостья вечера, архитектор Ирина Васильевна Дадаян после просмотра.

А кому-то понравилась игра молодых актёров, тронула история двух влюблённых.

«Они так вжились в эту роль, что совершенно естественно смотрелись среди атрибутики начала 19 века. Эти отношения настолько искренние, потрясающее чувство. А копка колодца практически в одиночку – это невероятно. Я раньше даже не знала, как это происходит, как вообще такое возможно сделать одному человеку. Это героизм чистой воды. Говорю, и прямо мурашки по рукам», - рассказала об увиденном Елена Конвега, сотрудница Дипломатической академии МИД РФ.

Особенно зрители отметили операторское мастерство в картине. Рифкат Ибрагимов, снявший «Шыңырау», в начале 2019 года получил награду на Международном кинофестивале в Дакке (Бангладеш) за лучшую работу в конкурсе азиатских фильмов. Сегодня говорили о том, что в целом Казахстан богат на талантливых операторов, которых часто стали приглашать на съёмки и в Россию.  

Российский режиссёр Егор Кончаловский, ставший почётным гостем мероприятия, хорошо знает казахстанское кино. Ведь он успел создать в Казахстане три проекта и поработал с десятью разными режиссёрами нашей страны. Егор Андреевич считает нужным и важным показывать казахстанкие фильмы российскому зрителю. Ведь самое массовое мероприятие культуры – кино – сближает страны.

«Казахстанская киноиндустрия довольно продвинута относительно киноиндустрий бывших стран Советского Союза. Для этого есть несколько причин. Одна из них – тот факт, что во время войны «Мосфильм» был эвакуирован на «Казахфильм» и такие мастера, как Эйзенштейн, как раз трудились там, заложили традиции и стандарты качества. В Казахстане этого не отнять. Мало того, как было сказано на сегодняшней пресс-конференции, Казахстан производит 20 картин в год. Это много. Если масштабировать, умножить и попытаться провести аналогию с Россией, то это было бы 200 картин в год. Потому что население Казахстана шестнадцать миллионов человек», - заметил режиссёр.

Неделя казахстанского кино, организованная Посольством Казахстана в России при поддержке Министерства культуры РФ, продолжится ещё семью картинами и завершится просмотром нового фильма Акана Сатаева «Томирис». А 19 ноября в Посольстве Казахстана в России пройдёт круглый стол, посвященный сотрудничеству России и Казахстана в области кинопроизводства и кинопроката.

Добавлено : 19.11.2019, 10:50, Изменено : 19.11.2019, 15:55