Послание Президента народу Казахстана, апрель 2003 г
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Вернуться на обычную версию
Послания Президента страны народу Казахстана
26.08
2012

Послание Президента народу Казахстана, апрель 2003 г

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА НАРОДУ КАЗАХСТАНА
Основные направления внутренней и
внешней политики на 2004 год
Дорогие соотечественники!
Уважаемые депутаты!
Наша страна продолжает успешно развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией “Казахстан - 2030” и десятилетним стратегическим планом.
За последние годы мы добились многого. Успехи Казахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение уровня жизни населения - общеизвестны и получили признание у мирового сообщества.
Принимаются последовательные меры по укреплению национальной безопасности и внутриполитической стабильности, дальнейшей демократизации общества, развитию регионального сотрудничества.
Главное, у нас идёт непрерывный и плодотворный поиск перспективных путей устойчивого развития общества и государства, экономики и социальной сферы.
В настоящем Послании будут изложены основные направления экономической и социальной политики, дальнейшей демократизации общества, развития культурно-образовательной и духовной сфер в следующем, 2004 году.
I. Экономический рост
Сегодня Казахстан располагает развитыми, обеспечивающими высокие темпы экономического роста, топливно-энергетическим, металлургическим и химическим комплексами.
В то же время перед нами встаёт важнейшая задача обеспечения сбалансированности экономики, опережающего развития перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и наукоёмких производств, производственной инфраструктуры и агропромышленного сектора.
1.1. Аграрная политика
В прошлогоднем послании 2003-2005 годы объявлены мной периодом подъёма села.
Решение основных задач по возрождению и развитию сельского хозяйства и сельских территорий страны и будет составлять главное содержание социально-экономической политики Правительства на предстоящий период.
Для её эффективной реализации уже проведена структурная перестройка в системе государственного управления.
В течение минувшего года разработаны и внесены в Парламент проекты Земельного, Водного и Лесного кодексов, Закона “Об обязательном страховании в растениеводстве”, приняты Законы “О ветеринарии”, “О защите растений”, “О семеноводстве”, внесены изменения и дополнения в Закон “О карантине растений”.
В соответствии с утверждёнными программными документами государство планирует вложить в сельскую экономику за 2003-2005 годы более 150 миллиардов тенге. В том числе, в 2004 и 2005 годах с увеличением на 10 миллиардов тенге ежегодно.
В предстоящие два года на нужды здравоохранения будет выделено дополнительно 30 миллиардов тенге, по 15 миллиардов ежегодно. Кроме того, ежегодно в 2004-2005 годах в государственном бюджете будет выделяться по 15 миллиардов тенге на инвестиции в сельское образование, здравоохранение и сельские объекты водоснабжения.
Помимо государственной агропродовольственной программы я намерен летом этого года утвердить государственную программу развития сельских территорий.
И, начиная с 2004 года, на её реализацию государство также будет выделять значительные средства.
Цель этой программы – ускоренное социальное развитие села и оказание содействия в переселении и трудоустройстве населения из депрессивных, экологически и экономически неперспективных сельских территорий.
Должен напомнить, что и возросшие объёмы государственной поддержки сельской экономики, и внедрение права частной собственности на землю – всё это делается для увеличения доли аграрного сектора в экономике страны и, соответственно, решения социальных проблем на селе.
1.2. Индустриально-инновационная политика
Выстраивая в настоящее время модель сбалансированного и устойчивого развития, мы должны определить пути диверсификации экономики от сырьевой к перерабатывающей.
Минеральное сырьё, которым богат Казахстан, является невозобновляемым ресурсом, и месторождения со временем истощаются. И это может привести в будущем к потере экономической независимости, а затем - и политической.
Поэтому по моему поручению Правительство разработало Программу индустриально-инновационного развития до 2015 года.
Главная задача – увеличить ВВП к этому сроку по сравнению с 2000 годом в 3,5 раза.
Основная цель программы – создание предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью.
В этом отношении значительный потенциал по созданию таких производств имеют черная и цветная металлургии страны, переработка сырья, в том числе, сельскохозяйственного.
Современные способы организации подобных производств таковы, что требуют государственного поощрения, создания высокотехнологичных центров.
Надо умело использовать имеющуюся научную базу посредством создания технопарков: в посёлке Алатау под Алматы – центра информационных технологий, в Степногорске – биотехнологического центра, в Курчатове – центра ядерных технологий.
При реализации программы необходимо будет уделить особое внимание машиностроению, особенно нефтегазовому, а также - развитию транспорта.
Государственная поддержка программы будет заключаться в льготном кредитовании, страховании экспорта, долевом участии в учредительном капитале, в распространении коммерческой информации.
Мы планируем, что непосредственные государственные затраты инвестиционного характера составят в среднем 38 миллиардов тенге (250 миллионов долларов) в год. Значительная часть этих средств будет направлена на создание и модернизацию производственной и научной инфраструктуры.
В этой связи необходимо пересмотреть наши подходы к научной и инновационной практике.
Реформа науки должна коснуться не только структурных преобразований, но и объёмов её финансирования. То есть, объем государственного финансирования научных и прикладных исследований должен быть повышен.
Поставленные задачи требуют пересмотра принципов внешнеторговой деятельности. Уже сейчас ясно, что страна должна взять ориентир на либерализацию торговли, увязав её с региональной интеграцией, переходом на мировые стандарты, с экспортной ориентацией производства товаров и услуг.
В целях реализации Программы индустриально-инновационного развития будет создана и капитализирована система институтов развития.
В их числе – уже действующий Национальный фонд, выполняющий сберегательную и стабилизирующую функции.
В ближайшее время будет создан Казахстанский инвестиционный фонд. Он призван способствовать созданию казахстанских компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, путём долевого участия в капитале.
В целях обеспечения постоянного взаимодействия научно-технической и предпринимательской сферы будет создан Инновационный фонд с закреплением за ним более широких полномочий по развитию и внедрению инноваций, венчурного предпринимательства.
Банк Развития Казахстана уже начал свою деятельность по кредитованию отечественных предприятий, работающих в несырьевом секторе экономики, выдав кредитов на 23 миллиарда тенге (150 миллионов долларов). Его задача способствовать развитию обрабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры.
Правительству также необходимо создать Корпорацию по страхованию экспорта, которая станет заниматься страхованием политических рисков, связанных с международной торговлей.
Необходимо подчеркнуть, что государственные институты развития не будут замещать или вытеснять рынок, а станут движущей силой конкурентоспособной экономики, вовлекут частные предприятия в инновационные процессы на принципах партнёрства.
1.3. Политика интеграции
Ускоренному экономическому росту будут способствовать интеграционные инициативы нашего государства. Как вы знаете, недавно Россия, Казахстан, Украина и Беларусь, составляющие более 90 процентов от общей экономики СНГ, объявили о формировании организации региональной интеграции. Наша страна будет выступать последовательным сторонником практической реализации целей этого объединения.
Многое здесь будет зависеть от гармонизации законодательных баз наших государств и активного участия в этом процессе парламентариев.
1.4. Инвестиционная политика
Напомню, что в текущем десятилетии в социально-экономической сфере мы обязались удвоить валовый внутренний продукт и решить, в основном, проблему бедности и безработицы.
В этой связи на 2004 год главной задачей в сфере экономики ставится достижение максимальных темпов экономического роста.
Это напрямую зависит от быстрого роста инвестиций и повышения нормы накопления в валовом внутреннем продукте.
Для поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста нам нужно довести в течение ближайших 4-5 лет объёмы валовых накоплений основного капитала по отношению к ВВП до уровня 28 процентов. В том числе, добиться роста государственных инвестиций от 2 до 4 процентов от ВВП.
Уже сегодня видно, что государственный бюджет в этом году будет перевыполнен и приблизится к психологически важному уровню в один триллион тенге.
Поэтому есть необходимость уточнить бюджет уже в мае текущего года, а сверхплановые поступления от продажи пакетов акций крупных государственных предприятий, работающих в стратегических отраслях экономики, направить в Национальный фонд.
В этой связи я поручаю Правительству при уточнении в Парламенте бюджета текущего года направить излишки средств как на накопление, так и на социальное развитие.
1.4.1. Государственные инвестиции
В целях создания и капитализации вышеназванных финансовых институтов, обеспечивающих реализацию индустриально-инновационной программы, предлагаю направить:
- на увеличение уставного капитала Банка развития и наполнения его кредитных ресурсов – 12 миллиардов тенге;
- в уставный капитал создаваемого Казахстанского инвестиционного фонда - 23 миллиарда тенге;
- создаваемому Инновационному фонду – 3 миллиарда тенге;
- для создания Корпорации по страхованию экспорта - 7,7 миллиардов тенге.
1.4.2. Развитие Астаны
Сейчас практически уже ни у кого вызывает сомнений стратегическая необходимость и целесообразность переноса столицы в центр страны и её обустройства в современном стиле.
Начав реализовывать большие планы по улучшению архитектурного облика нашей столицы, мы не должны и не можем позволить себе не довести это дело до конца.
Об экономических, политических и социальных выгодах от строительства новой столицы страны мы не раз говорили.
Так за годы создания и развития Астаны в её обустройство вложено уже порядка 2,5 миллиардов долларов из различных источников, что внесло свою лепту в экономический рост страны, оживление производства, создание рабочих мест и увеличение налоговых сборов.
По примеру Астаны преобразились все областные центры страны. Программа «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана» - действует.
Мы благодарны дружественным странам, нашим иностранным инвесторам, отечественным предпринимателям, которые вносят значительный вклад в строительство столицы.
На выделенные ими по моей просьбе безвозмездные средства только в этом году строятся объекты на сумму около 200 миллионов долларов США.
Но в дальнейшем, нам необходимо переходить на плановое строительство столицы за счёт бюджетных средств, основываясь на долгосрочных и среднесрочных планах и программах её развития.
Правительству совместно с акиматом Астаны нужно позаботиться о том, чтобы строительство объектов социально-культурного назначения велось в соответствии с намеченными планами.
1.4.3. Частные инвестиции
В нашей экономике всё большую роль должен играть частный сектор. Напомню, что сегодня совокупный капитал пенсионной накопительной системы приближается к 300 миллиардам тенге. Депозиты в банковской системе превысили 600 миллиардов.
Совокупный собственный капитал банков увеличился за год более чем на треть и превысил миллиард долларов, а кредиты экономике за последние три года увеличились в 4,5 раза.
Всё это, конечно же, обеспечивает и поддерживает высокие темпы экономического роста.
Но мы заинтересованы в гораздо большем росте частных накоплений и сбережений, а главное – инвестиций в экономику.
1.5. Налоговая политика
Можно считать непреложной истиной, что чем меньше налоги – тем больше частных инвестиций.
Поэтому я поручаю Правительству внести в Парламент предложение о дальнейшем снижении ставок отдельных налогов.
Считаю, что, начиная с 1 января 2004 года, нам необходимо:
- снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16 до 15 процентов;
- снизить ставку социального налога, дифференцировав её от 20 до 7 процентов в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;
- снизить максимальную ставку индивидуального подоходного налога с 30 до 20 процентов.
Поручаю Правительству, учитывая положительный опыт деятельности субъектов малого бизнеса в условиях упрощённого налогообложения, изучить возможность расширения сферы специальных налоговых режимов.
II. Социальное развитие.
Наращивая темпы экономического роста, мы не только укрепляем экономическую мощь страны, но и создаём всё более широкие возможности для решения задач социального развития.
Важнейший элемент этой политики - дальнейшее повышение пенсий и заработной платы.
2.1. Пенсии
Считаю необходимым увеличить уровень минимальной пенсии до 5,5 тысяч тенге.
Уверен, что пришло время, а у страны появились и возможности, для установления более справедливой шкалы пенсий с учётом трудового вклада каждого пенсионера, стажа его работы, заработной платы, с которой он ушёл на пенсию.
Это даст возможность повысить пенсии почти миллиону пенсионеров.
К решению этой сложной и достаточно дорогостоящей, но благородной задачи мы должны приступить незамедлительно. Поручаю Правительству осуществить дифференцированное повышение пенсий: с 1 июня текущего года сделать их перерасчёт, а с 1 июля – приступить к выплатам. И новую минимальную пенсию также начать выплачивать с 1 июля.
Расчёты показывают, что для этого необходимо дополнительно выделить в течение полутора лет около 60 миллиардов тенге, в том числе около 20 миллиардов уже в этом году.
В результате, средний размер пенсий в следующем году должен превысить уровень восьми тысяч тенге.
2.2. Заработная плата
Минимальная заработная плата в этом году достигла уровня минимальной пенсии, хотя должна её превышать.
Поэтому с 1 января следующего года она будет увеличена с 5000 до 6600 тенге, или на 32 процента.
В предыдущие годы мы повышали заработную плату работникам бюджетных учреждений. Только учителям в прошлом году заработная плата была увеличена более чем на 35 процентов.
В связи с продолжением активной социальной политики, начиная со следующего года, заработная плата работников бюджетной сферы будет увеличена в среднем ещё на 20 процентов. При этом планируется дальнейшее совершенствование системы оплаты труда.
В то же время, в рамках разрабатываемой новой системы оплаты труда заработная плата государственных служащих возрастёт в среднем на 50 процентов.
При этом Правительство должно уточнить сетку оплаты труда, и в первую очередь, чтобы повышение коснулось низкооплачиваемых работников.
1.4.2. Развитие Астаны
Сейчас практически уже ни у кого вызывает сомнений стратегическая необходимость и целесообразность переноса столицы в центр страны и её обустройства в современном стиле.
Начав реализовывать большие планы по улучшению архитектурного облика нашей столицы, мы не должны и не можем позволить себе не довести это дело до конца.
Об экономических, политических и социальных выгодах от строительства новой столицы страны мы не раз говорили.
Так за годы создания и развития Астаны в её обустройство вложено уже порядка 2,5 миллиардов долларов из различных источников, что внесло свою лепту в экономический рост страны, оживление производства, создание рабочих мест и увеличение налоговых сборов.
По примеру Астаны преобразились все областные центры страны. Программа «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана» - действует.
Мы благодарны дружественным странам, нашим иностранным инвесторам, отечественным предпринимателям, которые вносят значительный вклад в строительство столицы.
На выделенные ими по моей просьбе безвозмездные средства только в этом году строятся объекты на сумму около 200 миллионов долларов США.
Но в дальнейшем, нам необходимо переходить на плановое строительство столицы за счёт бюджетных средств, основываясь на долгосрочных и среднесрочных планах и программах её развития.
Правительству совместно с акиматом Астаны нужно позаботиться о том, чтобы строительство объектов социально-культурного назначения велось в соответствии с намеченными планами.
1.4.3. Частные инвестиции
В нашей экономике всё большую роль должен играть частный сектор. Напомню, что сегодня совокупный капитал пенсионной накопительной системы приближается к 300 миллиардам тенге. Депозиты в банковской системе превысили 600 миллиардов.
Совокупный собственный капитал банков увеличился за год более чем на треть и превысил миллиард долларов, а кредиты экономике за последние три года увеличились в 4,5 раза.
Всё это, конечно же, обеспечивает и поддерживает высокие темпы экономического роста.
Но мы заинтересованы в гораздо большем росте частных накоплений и сбережений, а главное – инвестиций в экономику.
1.5. Налоговая политика
Можно считать непреложной истиной, что чем меньше налоги – тем больше частных инвестиций.
Поэтому я поручаю Правительству внести в Парламент предложение о дальнейшем снижении ставок отдельных налогов.
Считаю, что, начиная с 1 января 2004 года, нам необходимо:
- снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16 до 15 процентов;
- снизить ставку социального налога, дифференцировав её от 20 до 7 процентов в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;
- снизить максимальную ставку индивидуального подоходного налога с 30 до 20 процентов.
Поручаю Правительству, учитывая положительный опыт деятельности субъектов малого бизнеса в условиях упрощённого налогообложения, изучить возможность расширения сферы специальных налоговых режимов.
II. Социальное развитие.
Наращивая темпы экономического роста, мы не только укрепляем экономическую мощь страны, но и создаём всё более широкие возможности для решения задач социального развития.
Важнейший элемент этой политики - дальнейшее повышение пенсий и заработной платы.
2.1. Пенсии
Считаю необходимым увеличить уровень минимальной пенсии до 5,5 тысяч тенге.
Уверен, что пришло время, а у страны появились и возможности, для установления более справедливой шкалы пенсий с учётом трудового вклада каждого пенсионера, стажа его работы, заработной платы, с которой он ушёл на пенсию.
Это даст возможность повысить пенсии почти миллиону пенсионеров.
К решению этой сложной и достаточно дорогостоящей, но благородной задачи мы должны приступить незамедлительно. Поручаю Правительству осуществить дифференцированное повышение пенсий: с 1 июня текущего года сделать их перерасчёт, а с 1 июля – приступить к выплатам. И новую минимальную пенсию также начать выплачивать с 1 июля.
Расчёты показывают, что для этого необходимо дополнительно выделить в течение полутора лет около 60 миллиардов тенге, в том числе около 20 миллиардов уже в этом году.
В результате, средний размер пенсий в следующем году должен превысить уровень восьми тысяч тенге.
2.2. Заработная плата
Минимальная заработная плата в этом году достигла уровня минимальной пенсии, хотя должна её превышать.
Поэтому с 1 января следующего года она будет увеличена с 5000 до 6600 тенге, или на 32 процента.
В предыдущие годы мы повышали заработную плату работникам бюджетных учреждений. Только учителям в прошлом году заработная плата была увеличена более чем на 35 процентов.
В связи с продолжением активной социальной политики, начиная со следующего года, заработная плата работников бюджетной сферы будет увеличена в среднем ещё на 20 процентов. При этом планируется дальнейшее совершенствование системы оплаты труда.
В то же время, в рамках разрабатываемой новой системы оплаты труда заработная плата государственных служащих возрастёт в среднем на 50 процентов.
При этом Правительство должно уточнить сетку оплаты труда, и в первую очередь, чтобы повышение коснулось низкооплачиваемых работников.
В целом на повышение заработной платы в 2004 году из государственного бюджета будет выделено более 50-ти миллиардов тенге.
Кроме того, в целях поддержки людей с низким уровнем доходов поручаю Правительству при снижении налогов, не менее чем на 30 процентов повысить необлагаемый минимум для исчисления индивидуального подоходного налога.
Эти меры позволят улучшить благосостояние большинства казахстанцев с низкими доходами и станут важным фактором значительного сокращения безработицы.
Ещё один важный вопрос. Нам необходимо серьёзно задуматься над восполнением миграционных потерь нашей страны. Это серьёзная проблема, от решения которой зависит реализация наших планов.
Поэтому Правительство должно разработать программу, включающую:
- увеличение рождаемости,
- снижение смертности за счёт улучшения здравоохранения,
- увеличение приёма иммигрантов, прежде всего из числа бывших казахстанцев работоспособного возраста.
Исходя из этого я также ставлю задачу на следующий год увеличить вдвое квоту для оралманов, дополнительно направив на эти цели два миллиарда тенге.
2.3. Сохранение культурно-исторического наследия
В качестве важнейшей составляющей развития духовной и образовательной сферы предлагаю в этом году разработать и начать реализацию специальной среднесрочной программы “Культурное наследие”, которая включала бы в себя ряд масштабных проектов.
Её цель:
Во-первых, создать целостную систему изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.
Во-вторых, обеспечить воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории.
В-третьих, обобщить многовековой опыт национальной литературы и письменности и создать развернутые художественные, научные, биографические серии.
В-четвёртых, создать на государственном языке полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
В числе мер по культурно-духовному развитию особое внимание должно быть уделено развитию культурной среды нашей столицы.
Поручаю Правительству с участием Администрации Президента в трёхмесячный срок подготовить соответствующее решение по этому поводу.
* * *
Все предложенные мной меры, особенно в части социального развития и необходимости накоплений в целях поддержания высоких темпов экономического роста сбалансированы и соответствуют нашим возможностям.
Поэтому обращаюсь к депутатам Парламента за поддержкой этих предложений. Они, несомненно, заметно улучшат благосостояние значительной части граждан нашей страны.
III. Демократизация и эффективное управление
Казахстанцы знают, что мы последовательно движемся к открытому обществу по принципу: сначала экономика, потом политика.
Мы знаем и другое.
Если бы в начале 90-х годов было упущено управление страной, то в годы тяжелого кризиса и в условиях многонациональной страны, мы могли бы потерять государство, не решить задач реформирования экономики. Тому есть реальные примеры. Мы же констатируем, что пришли к успеху.
Теперь, достигнутое нами в экономике и государственном строительстве позволяет более глубоко сосредоточиться на вопросах дальнейшей либерализации политической системы.
Это будет очередным этапом развития гражданского общества с учётом наших реалий.
На сегодня у нас сформированы ключевые институты демократии и гражданского общества.
Только за последнее время учреждён институт омбудсмана, созданы Национальный Совет, Общественный Совет по средствам массовой информации.
При Правительстве работает постоянно действующее Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества.
После принятия нового закона о партиях в стране укрепляется партийная система, активизируются неправительственные организации и самое главное, - в обществе утверждается демократический тип политической культуры.
Последовательно реализуя нашу политику в этом направлении, нам предстоит сделать на этом пути очередные шаги.
Предлагаю на предстоящий период программу политических реформ, включающую пять приоритетных направлений.
Первое.
Нам необходимо провести модернизацию системы государственного управления. Её главные задачи - чёткое разграничение компетенции между уровнями государственного управления, совершенствование системы межбюджетных отношений.
На состоявшемся вчера заседании Национального совета мы рассмотрели изменения и дополнения в Закон “О местном государственном управлении”.
Они связаны с дальнейшим расширением полномочий местного государственного управления в решении вопросов территориального развития, организации эффективного управления на нижних уровнях, прежде всего, на селе.
А для этого необходимо внести изменения и дополнения почти в 150 законов. Поэтому ставлю перед Правительством задачу к началу 2004 года подготовить соответствующие изменения в законодательно-правовую базу, обеспечивающие эффективное функционирование всех уровней власти.
Завершается разработка проекта Бюджетного кодекса, который уже в мае текущего года Правительство обязано внести на рассмотрение Парламента.
Поэтому я хотел бы обратиться к депутатам с просьбой: внимательно изучить его и принять в этом году, с тем, чтобы уже со следующего года мы могли начать формирование бюджета на 2005 год на основе нового Бюджетного кодекса.
А проект Закона о республиканском бюджете на 2004 год будет разрабатываться исходя из норм действующего Закона “О бюджетной системе”.
Как только мы завершим работу по определению полномочий уровней управления и их финансового обеспечения, логическим завершением этого процесса будет расширение практики выборности глав местных исполнительных органов.
Наша главная задача - сделать власть на местах более ответственной перед людьми, приближенной к каждодневным проблемам и заботам конкретного человека.
Полагаю, что на уровне сельских округов можно ввести выборность акимов на определённый срок.
Затем уже следует провести эксперимент с выборами районных акимов. По его итогам нужно будет определиться с целесообразностью этой практики и наиболее оптимальной моделью.
Но надо помнить, что выборность акимов – не самоцель. Этот вопрос следует решать поэтапно, по мере создания необходимых условий.
Считаю также необходимым незамедлительно приступить к созданию условий для подготовки кадров всех уровней управления. Учёба в лучших университетах мира, создание элитных университетов в стране, а также укрепление отечественной Академии государственной службы – вот задачи сегодняшнего дня.
Мы будем двигаться шаг за шагом, сохраняя ценности нашей культуры, единство, межнациональное и межконфессиональное согласие, политическую стабильность. Я не устаю об этом повторять.
Но при этом всегда надо отдавать себе отчёт в том, что ни одна страна не достигла совершенства в государственном и политическом устройстве, никто не построил идеальных межбюджетных отношений.
Даже у развитых цивилизованных стран этапы либерализации и децентрализации сменяются резким усилением роли государства и централизацией: всё зависит от конкретно-исторических условий и объективности этапов развития.
Следует хорошо понимать, что попытки копирования чужого опыта, по меткому выражению одного из международных экспертов, сродни хирургической операции по трансплантации органов, когда, как вы знаете, происходит сильнейшая реакция отторжения.
В таких вопросах надо быть осторожным и все тщательно взвешивать.
Поручаю Правительству глубоко изучить данный вопрос с учётом аналогичного зарубежного опыта и внести конкретные предложения.
Второе.
Предстоит продолжить совершенствование избирательной системы. Избирательный процесс должен стать ещё более прозрачным и открытым.
Ещё в прошлом году по моему поручению был разработан законопроект “О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон “О выборах в Республике Казахстан”.
Он учитывает рекомендации круглых столов, проведённых с политическими партиями Центризбиркомом совместно с ОБСЕ. В начале этого года законопроект прошёл обсуждение на заседаниях Постоянно действующего Совещания.
Правительству нужно его доработать с учётом высказанных общественностью замечаний и предложений и внести в Парламент.
Основной целью этого закона должна быть прозрачность, открытость и конкурентность избирательных процессов.
Следует внедрить автоматизированную информационную систему составления списков избирателей, голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Третье.
Важным направлением демократизации политической системы является дальнейшее укрепление институтов гражданского общества.
Наша задача – способствовать тому, чтобы существовали сильные и ответственные партии, пользующиеся массовой поддержкой и высоким авторитетом. Это отвечает стратегическим интересам страны.
Считаю необходимым, чтобы политические партии получили исключительное право выдвигать кандидатов в депутаты Мажилиса при сохранении института самовыдвижения.
Партии должны иметь и более широкие возможности для осуществления контроля при подведении итогов голосования.
По-иному нужно строить взаимодействие с неправительственными организациями.
Полагаю, что была бы продуктивной практика экономической поддержки НПО через систему государственного социального заказа на конкурсной основе.
Для этого необходимо ускорить подготовку и принятие законопроектов “О неправительственных организациях в Республике Казахстан” и “О государственном социальном заказе”.
Эта работа неоправданно затянулась.
Правительству необходимо указанные законопроекты доработать и внести в Парламент.
Начало широкомасштабному сотрудничеству должен положить Гражданский форум - общереспубликанский съезд НПО. Необходимо провести его во втором полугодии текущего года.
Четвёртое.
Мы должны точно определиться с ролью и местом средств массовой информации в процессе демократизации нашего общества.
За годы независимости в Казахстане созданы политические, экономические и правовые условия для функционирования независимых средств массовой информации. Это реальность, подтверждаемая законодательными и нормативными актами.
Подавляющее большинство СМИ негосударственные.
Но суть вопроса не в этом, а в реальном механизме функционирования печати и телевидения, когда нет цензуры, когда созданы льготные механизмы для работы СМИ, когда чётко прописан юридический механизм их деятельности. Есть серьёзные ресурсы финансовой поддержки масс-медиа, которые государство активно использует именно последний год. Кстати, только в текущем году уже зарегистрировано более 50 новых средств массовой информации.
Это та высота, которую государство и журналистское сообщество достигли вместе.
И это серьёзное завоевание, значение которого трудно переоценить.
Но мы должны задуматься о новых направлениях развития медийного пространства. Речь идёт о взаимной ответственности общества и СМИ, власти и журналистов.
Эта проблема имеется не только в Казахстане, она есть у всех современных обществ. События последнего времени ясно дают понять, что интересы национальной безопасности, политической стабильности, межнационального консенсуса, конфессионального мира становятся приоритетными не только на государственном, но и межгосударственном уровне.
Как мы наблюдаем, при определённых условиях СМИ даже самых демократических государств выбирают чёткую позицию защиты национальных интересов. Мы не должны становиться исключением.
Назрела необходимость принятия нового Закона о СМИ, который учёл бы современные реалии обеспечения свободы слова, а также защиты журналистов от давления собственников, и ужесточил бы ответственность чиновников за вмешательство в деятельность свободной прессы.
С другой стороны необходимо также чётко определить ответственность СМИ за нарушения законов. Общество требует свободы слова, а не свободы клеветы и дезинформации.
Правительству совместно с журналистами и общественностью необходимо разработать и внести в текущем году соответствующий законопроект в Парламент.
Правительство должно чётко отслеживать процессы конкуренции на рынке СМИ, пресекая и не допуская его монополизации.
Средства массовой информации становятся зрелыми, понимают интересы страны, а значит – и свои собственные интересы. И, надеюсь, ответят на заботу об их развитии ответственной позицией, состоящей в распространении объективной информации.
Это аксиомы, которые все должны усвоить по той простой причине, что иного механизма просто нет.
Лидерами диалога власти и СМИ потенциально могут и должны стать в первую очередь общественные объединения журналистов и Общественный Совет по средствам массовой информации при Президенте страны.
Пятое.
Одной из главных проблем остаётся совершенствование деятельности правоохранительных и судебных органов. Полагаю, что эту проблему нужно рассматривать, прежде всего, с позиций обеспечения защиты неотъемлемых прав и свобод граждан.
Важно продолжить дальнейшую гуманизацию сферы уголовного права.
Для того, чтобы ввести мораторий на применение смертной казни Правительству пора приступить к созданию организационных, материальных и законодательных условий решения данного вопроса, в частности, ввести такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы.
Практика показывает, что внимание и забота государства к нуждам судебной системы должны сопровождаться повышением требовательности к судейскому корпусу.
Граждане до сих пор не видят в суде инструмента защиты их прав и восстановления справедливости.
Нужно подумать о поэтапном вводе института присяжных заседателей.
Следует также усилить правовые рычаги контроля за деятельностью судов, естественно, без вмешательства в процесс отправления правосудия.
Необходимо повысить качество профессиональной подготовки судей. Видимо, целесообразно создать специальную учебную магистратуру. Судьями должны становиться, как правило, только закончившие её.
В соответствии с Конституцией следует усилить судебный контроль за процессуальной деятельностью органов уголовного преследования, вплоть до внедрения института судебного санкционирования ареста.
Также нужно законодательно установить упрощенные и ускоренные процедуры, как на стадии досудебного рассмотрения дела, так и в судебных инстанциях.
* * *
Дорогие казахстанцы!
Уважаемые парламентарии!
Вы помните, что в самые трудные годы я никогда не обещал народу “златых гор” и не делал популистских заявлений, а всегда честно предупреждал, что нас ждут трудности и тяготы реформ, которые лягут на плечи простого народа. Но я убеждал людей в том, что наступит время, и жизненный уровень народа будет неуклонно повышаться.
В кратчайший исторический срок мы провели самые быстрые экономические и политические реформы. Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого законные условия.
Сегодня я могу ответственно сказать, что я выполняю обещанное. Рост экономики Казахстана служит нашей главной цели – росту благосостояния народа.
Я говорил об этом времени, и вот оно наступило.
Мне выпала честь объявить о крупнейших в нашей новейшей истории повышениях социальных расходов, которые мы начнем уже скоро и которые затронут каждого казахстанца и каждую семью.
На эти цели из государственной казны в течение полутора лет будет выделено дополнительно более 120-ти миллиардов тенге, что несопоставимо с прежними годами.
Если экономика будет работать так же хорошо, то эта тенденция будет сохраняться, как это и было предусмотрено долгосрочной Стратегией “Казахстан – 2030”.
Сегодня, в отличие от прошлых лет, у нас есть в наличии программы развития и совершенствования по четырём стержневым опорным направлениям, на которых основывается наша экономика:
- агропродовольственная программа;
- индустриально-инновационная программа;
- развития инфраструктуры и энергетики;
- программы социального развития.
Сегодня, в отличие от прошлых лет, у нас есть в наличии и необходимые финансовые ресурсы.
Дело – за слаженной работой всех ветвей власти, за эффективными законами и их исполнением.
А наша сплочённость и созидательная энергия, стремление сохранить стабильность, гражданское и общенациональное согласие, обеспечить мир и спокойствие в стране - будут главным залогом поступательного продвижения Казахстана к процветанию и благополучию.