Выступление Министра труда и социальной защиты населения РК С.Абденова на Круглом столе по вопросам привлечения иностранной рабочей силы 1 апреля 2013 года с участием глав дипломатических миссий и представительств международных организаций, аккредитованны

Добрый день уважаемые дамы и господа!

Привлечение в казахстанскую экономику иностранных специалистов является одним из наиболее важных задач государственной миграционной политики, создающей условия, как для обеспечения конкурентоспособной экономики, так и импорта знаний, технологических методов работы.

Президент Казахстана в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050. Новый политический курс состоявшегося государства», подчеркнул, что  использование кадров с обширным международным опытом и знаниями даст двойной эффект: мы не только модернизируем менеджмент нашего производства, но и обучим наши отечественные кадры.  

Для решения указанной задачи Правительством реализуются последовательные шаги, создающие условия для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, с использованием механизмов защиты внутреннего рынка труда.

Слайд  2

Если проследить динамику последних лет, то мы видим, что ежегодно в Казахстан прибывают до 30 тысяч иностранных специалистов, из порядка 100 стран мира.

С учетом интенсивного развития таких отраслей экономики как нефтегазовый сектор, строительство, наибольшее количество иностранных специалистов работают в  Атырауском регионе - 28 %, городе Астана - 26 %, Мангистауской - 15 % и городе Алматы - 10 %.

 

Слайд 3

Результатом совместных усилий и планомерно проводимой работы с иностранными компаниями, является стабильно ежегодный рост  количества иностраных специалистов высокой  квалификации и увеличение казахстанского содержания.

К примеру, их доля в 2012 году по сравнению с 2009 годом возросло с 68 до 82 %, большинство которых представляют  инженерно-технические специальности.

Достигнутые результаты в сфере привлечения высококвалифицированных специалистов являются следствием и сформированной правовой базы, основанной на международном опыте селективного привлечения иностранной рабочей силы, позволяющей гибко учитывать потребности компаний в квалифицированных трудовых ресурсах.

В настоящее время, большинство стран мира, прежде всего, стран являющиеся центрами международной миграции используют дифференцированные подходы к различным категориям трудовых мигрантов.

К их числу относятся, к примеру, США, Россия, Испания, Канада. Эти страны для защиты национального рынка труда устанавливают квоты и выдают разрешения на занятость иностранных работников.

Слайд 4

Устанавливаемая ежегодно квота на иностранных специалистов является инструментом защиты внутреннего рынка труда. Но в то время устанавливаемая  Правительством Казахстана квота превышает заявки компаний в 4 раза и полностью обеспечивает их потребности в квалифицированных специалистах. К примеру, квота с 2009 по 2013 годы возросла с 0,75 % (63 тыс.) до 1,2% (108 тыс.) к экономически активному населению.

В пределах установленной квоты местными исполнительными органами компаниям выдаются разрешения на привлечение иностранных специалистов.  В 2012 году в Казахстан компаниями привлечено порядка 22 тысяч иностранных специалистов, в них осуществляли трудовую деятельность 389 тыс. казахстанских граждан.  

Слайд 5

Алгоритм получения разрешений достаточно прост. Процедура ограничивается всего несколькими шагами, начиная от направления сведения о наличии вакантных должностей, подачи заявления, с приложением предельного перечня (7) документов. Причем в текущем году реализована возможность подачи заявления и получения разрешения, используя возможности веб-портала электронного Правительства.

Компании освобождены от поиска вакансий, эту работу выполняет непосредственно уполномоченный орган путем размещения сведений о вакансиях в базе данных.   

Срок рассмотрения заявления и выдачи разрешения не превышает 18 рабочих дней.

Истребование уполномоченным органом документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.

Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдаются сроком до одного года, а на привлечение первых руководителей и работников, прибывающих в рамках корпоративных переводов до 3 лет. 

Слайд 6

Работодатель, привлекающий иностранных специалистов   должен обеспечить выполнение:

Требования по местному содержанию в кадрах: не менее 70 % относящихся к первой и второй категориям и не менее 90 %  по третьей и четвертой категориям (специалисты, квалифицированные рабочие).

Вместе с тем, по исполнению данного требования в законодательстве есть ряд исключений (освобождены) для:

организации, реализующие в стране приоритетные проекты, а также являющиеся участниками специальных экономических зон.

до 1 января 2015 года недропользователи Карачаганакского, Северо-Каспийского, Тенгизского проектов, а также их операторы, подрядные и субподрядные организации.

В рамках взятых Казахстаном обязательств по вступлению во Всемирную торговую организацию, требование по местному содержанию в кадрах будет отменено в рамках внутрикорпоративных переводов, с сохранением 50% ограничения на количество иностранных менеджеров и высококвалифицированных специалистов.

 

Слайд 7

Законодательство также позволяет компании, в зависимости от категории привлекаемых специалистов выбрать выполнение одно или несколько из особых условий по профессиональной подготовке, переподготовке,  созданию рабочих мест.

От выполнения особых условий освобождены организации:

участвующие в реализации проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы и Программу «Производительность 2020»;

реализующие приоритетные проекты, а также программы увеличения казахстанского содержания в кадрах. 

Дополнительно к имеющимся инструментам упрощенного привлечения иностранной рабочей силы, в настоящее время  Министерством труда подготовлены предложения, предусматривающие отмену требования по казахстанскому содержанию в кадрах и особым условиям, для специалистов, работающих в представительствах иностранных юридических лиц.

Слайд 8

Упрощенный механизм трудоустройства  иностранных специалистов без получения разрешения предусмотрен для 16 категорий иностранных работников.

            К примеру,

работающих первыми руководителями филиалов или представительств иностранных юридических лиц;

первыми руководителями юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность и заключивших контракт с уполномоченным органом по инвестициям.

По указанным категориям работников, компании  лишь информируют уполномоченный орган. 

Используя представленную сегодня возможность, прошу Вас  ориентировать компании о необходимости соблюдения законодательства Казахстана.    

По информации местных исполнительных органов, в связи с нарушением законодательства в 2012 и январе-феврале 2013 года было отозвано  1833 разрешений у 216 компаний.

Основные причины выявленных нарушений, это:

невыполнение особых условий разрешений по созданию дополнительных рабочих места,переобучению и замене казахстанских кадров;

установление факта привлечения работодателем иностранного работника по профессии, не предусмотренной в разрешении;

предоставление в уполномоченный орган фиктивных документов. По данному основанию есть примеры возбуждения в отношении должностных лиц компаний уголовных дел.  

Есть и другие факты. В соответствии с Конституцией Казахстана каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации. Трудовым кодексом установлено, что работник имеет право на равную оплату труда за равный труд, без какой либо дискриминации.

Однако, в ходе проведенных органами прокуратуры совместно с госинспекторами труда в январе-феврале т.г.  проверок компаний на предмет наличия дискриминации в оплате труда между отечественными и иностранными работниками выявлено 108 фактов дискриминации по оплате труда в 51 компании.

По результатам выявленных нарушений, на основании  представлений органов прокуратуры госинспекторами труда выдано работодателям 22 предписания об устранении выявленных нарушений, наложено 27 административных штрафов на сумму 1 млн. 99 тыс. тенге.

Слайд 9

В завершении хочу обратить Ваше внимание, что как Министерство, так и Правительство в целом проводит прозрачную политику в вопросах привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы.

Для обсуждения возникающих разногласий и актуальных вопросов в Министерстве в формате рабочей группы создана диалоговая площадка взаимного сотрудничества с иностранными компаниями.

В состав рабочей группы входят представители заинтересованных госорганов, крупных иностранных компаний.

Есть вопросы незнания и применения законодательства, требуется активная совместная информационно-разяснительная работа. Необходима выработать согласованные действия по внедрению на рынок труда Казахстана передового опыта зарубежных  стран.  

Поэтому мы приглашаем все заинтересованые стороны к активному диалогу и сотрудничеству. Мы продолжим также взаимодействие в рамках рабочей группы Совета иностранных инвесторов по вопросам текущей деятельности иностранных инвесторов.

Благодарю за внимание. 

Добавлено : 6.12.2013, 12:23, Изменено : 5.02.2014, 11:46