Сотрудничество со странами Центральной Азии в сфере рационального использования водно-энергетических ресурсов

 

В современных условиях вопрос совместного использования водных ресурсов имеет не только определяющее экономическое и экологическое значение, но и приобретает серьезный политический характер. Это предопределено ролью водных ресурсов в экономике стран Центральной Азии.

Основной проблемой в водохозяйственной сфере региона является отсутствие баланса между гидроэнергетикой, орошаемым земледелием и экологией. Потребность в дополнительном освоении водных ресурсов, вызванная ростом населения и индустриализацией экономик стран региона, усиливает нагрузку на экологическую составляющую и вызывает двоякое толкование указанной проблематики с позиций стран верховьев и низовьев.

На современном этапе, на наш взгляд, необходимо формирование новой правовой базы и эффективного механизма сотрудничества в сфере водохозяйственных отношений. Это требует новых подходов стран региона к вопросам вододеления и водопользования, а также строгого соответствия межгосударственных соглашений в водной сфере и проектов строительства гидротехнических объектов на трансграничных водотоках Центральной Азии нормам международного права.

Договорно-правовая основа сотрудничества стран Центральной Азии в области рационального использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек была заложена в феврале 1992 года принятием рамочного Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан об использовании водных ресурсов межгосударственных источников.

В целях согласованного и взаимовыгодного использования Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в 1998 году между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном заключено соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья, к которому позже присоединился и Таджикистан.

Правительствами Республики Казахстан и Кыргызской Республики 21 января 2000 года подписано Соглашение об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас. В рамках данного документа эксперты двух стран рассматривают вопросы разработки и реализации совместных мер по бесперебойной и безопасной эксплуатации водохозяйственных объектов межгосударственного пользования на реках Чу и Талас в целях обеспечения водой аграриев и экосистем сопредельных территорий Казахстана и Кыргызстана. Использование водного потенциала указанных рек регулируется постоянно действующей комиссией, заседания которой проводятся не реже двух раз в год.

Динамично развиваются связи Казахстана со странами региона по линии Международного фонда спасения Арала (МФСА) и его структур – Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) и Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР).

МФСА является инструментом коллективного воздействия на экологическую и социально-экономическую обстановку в бассейне Аральского моря. В течение 20 лет в рамках трех Программ по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ) правительствами стран Центральной Азии вложено несколько миллиардов долларов США для реализации многочисленных проектов по налаживанию механизма совместного управления водными ресурсами, восстановлению территорий, попавших под влияние экологической катастрофы, обеспечению чистой питьевой водой и улучшению здоровья населения, сокращению уровня бедности и безработицы в бассейне Аральского моря.

В период председательства Казахстана в МФСА (2008-2013 гг.) разработана и утверждена ПБАМ-3, которая включает 44 проекта социально-экономической, экологической и гуманитарной направленности.

Впервые подобная Программа подготовлена в тесном сотрудничестве с такими международными донорскими и международными организациями, как ЕЭК ООН, ЕС, GIZ, Всемирный банк, Евразийский банк развития, USAID, Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству и др.

Реализация Правительством Республики Казахстан первой фазы проекта Регулирование русла реки Сырдарья и сохранение Северной части Аральского моря (РРССАМ-1) в тандеме с Всемирным банком существенно улучшило социально-экономическую и экологическую обстановку в Казахстанском Приаралье, дальнейшее развитие которой предусмотрено во второй фазе РРССАМ на 2015-2020 гг.

Предоставление в 2008 году МФСА статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН также является свидетельством признания проблемы Арала в глобальном масштабе.

Казахстан убежден, что решение существующих водно-энергетических проблем региона возможно только при тесном взаимодействии всех стран Центральной Азии и согласовании основных принципов гарантированного использования, охраны и деления водных ресурсов межгосударственных источников, по которым, имеется общее понимание и конструктивные намерения стран региона.

 

 

Добавлено : 10.12.2013, 15:32, Изменено : 25.03.2016, 14:52