Шавкат Сабиров. Новые медиа Казахстана: анализ и тренды развития

Шавкат САБИРОВ

Новые медиа Казахстана: анализ и тренды развития

Информационное общество и цифровая экономика Казахстана сегодня не могут существовать отдельно от главной ее составляющей – информационного пространства, которое и является основным фактором экономического развития страны. Медийная среда стремительно развивается, а изменения часто происходят за очень короткое время и измеряются несколькими днями или неделями. Принципиально новые возможности для коммуникаций, информационного обмена и развития бизнеса меняют не только общество, но и само государственное устройство. Новые медийные технологии стали решающим фактором влияния на социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь миллионов людей.

В Центральной Азии информационное поле Казахстана развивается наиболее динамично и прогрессивно по сравнению с другими странами. Основными драйверами роста цифрового общества Казахстана стали:

- цифровизация «электронного» правительства и государственные онлайн-услуги, которые стимулируют общество к использованию новых технологий;

- массовое использование банковских технологий в повседневной жизни обязательно приводит к развитию электронных платных услуг;

- экономическое развитие страны, которое способствует развитию новых направлений в бизнесе и обществе;

- высокий уровень проникновения Интернета и его доступность для жителей страны;

- рост населения в Казахстане.

Драйверы развития информационного общества способствовали активному росту использования новых технологий в повседневной жизни, монетизации и коммерциализации информационной сферы, созданию новых и современных методов коммуникаций, расширению аудитории за счет мобильных устройств. Высокая рождаемость, в свою очередь, позволила создать молодежную среду в медиапотреблении страны.

Безусловно, что активное развитие информационной среды привело к растущей конвергенции отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и медийных систем, в которой происходит слияние традиционных и новых медийных информационных потоков. Конвергенция вошла как явление в современную информационную природу на многих уровнях – от интеграции информационных и коммуникативных технологий до бизнес-технологий и потребителей, конечных пользователей и технологий корпоративных приложений. Новые модели создания и доставки информации от пользователя до крупнейшего информационного ресурса обеспечивают мгновенную публикацию материалов в новых медиа и социальных сетях. Развитие цифрового рынка Казахстана влияет на качество контента и его доставку, продвижение бизнеса и рекламы, маркетинг и телекоммуникации, а также на взаимодействие между государством и обществом.

Еще 15 лет назад не было смысла говорить о медиапотреблении в стране, поскольку казахстанцы мало интересовалось отечественными новостями и, в основном, был более востребован русскоязычный контент на вебсайтах России. Однако с 2010 года началось активное построение казахстанского медийного онлайн-пространства. В этот период начинают создаваться новые медиа, появляются информагентства, формируется первый пул молодых отечественных лидеров мнения в информационном поле. Сегодня казахстанский среднестатистический интернет-пользователь начинает свой рабочий день с местных новостей и тем самым демонстрирует свое участие в медиапотреблении. С другой стороны, казахстанский медиарынок постоянно подвергается давлению как со стороны зарубежных медийных агентств, так и со стороны неоднократно изменяющейся политической повестки.

Анализ медиапотребления в Казахстане в прошлом и текущем годах показывает, что в Казахстане сформировалось устойчивое «общество потребителей» медиаконтента. По данным портала аналитики новостных материалов «Медиаметрикс Казахстан» (mediametrics.kz) в месяц в Казахстане создается более 40,000 новостных материалов при месячной аудитории потребления на уровне 11 млн. просмотров. Оценка и анализ данных производится на основе показателей востребованности казахстанских медиаресурсов во всемирной паутине. Это подразумевает информацию о количестве пользователей из глобальной сети, переходящих на казахстанские вебсайты, а также фиксацию основных социальных сетей, поисковых систем и других информационных внешних (для Казахстана) источников, которые данные пользователи посещают. Информация фиксируется на 190 казахстанских вебсайтах и позволяет агрегировать данные по каждому пользователю из внешних источников в определенный промежуток времени. В настоящей статье рассматриваются 46 источников внешних переходов, среди которых Android, Facebook, Google, GoogleAPis, LentaInform, Mediametrics, News.Google, News.Yandex, Odnoklassniki, Twitter, Vkontakte, Yandex, Zen.Yandex и другие.

Для справедливости в таблице ниже указаны общие показатели для стран Центральной Азии, которые формируют медийное пространство региона. Как видно из таблицы, Кыргызстан формирует около 12 тысяч новостных материалов, Узбекистан около 6 тысяч и чуть более 1 тысячи Таджикистан.

Страна

Количество новостей

Количество переходов

Казахстан

43,304

10,288,099

Кыргызстан

11,951

729,405

Узбекистан

5,987

503,661

Таджикистан

1,113

8,118

Таблица 1- Данные по странам Центральной Азии

Так, например, в 2018 году в Казахстане было произведено 509,600 новостных материала при 136,037,166 переходах интернет-пользователей на казахстанские новости из глобальной сети.

Средние показатели для Казахстана – это около 40 тысяч новостных материалов в месяц и около 10-11 млн. переходов (рисунки 1 и 2). Характерные пиковые значения в июле 2018 и январе 2019 связаны с двумя трагическими событиями в г. Алматы и в г. Караганде.

Рис. 1. Количество новостных статей с января 2018 – апрель 2019 года.

Рис.2. Количество переходов на новостные материалы с января 2018 по апрель 2019 года

Более глубокий анализ статистических данных показывает, что первые 2000 новостей формируют более 95% переходов, а в некоторых месяцах ТОП-100 новостей привлекает около 40% пользователей.

Давно известный миф – популярность социальной сети Facebook в Казахстане. Этот миф легко развеять, если рассмотреть доли медийного потребления страны. В среднем доля в медиапотреблении социальной сети Facebook составляет менее 5% (рисунок 3), в то время как основную составляющую для казахстанского медиарынка представляет поисковая система Google с долей более 80%. Социальные сети Казахстана сегодня выступают больше как средства коммуникации для людей, чем площадка для обмена медийным контентом. Кроме этого, конкуренцию соцсетям в коммуникации составляют известные мессенджеры в виде Whatsapp и Telegram. К сожалению, политизация Facebook в Казахстане чрезвычайно высока и порой граничит с опасным напряжением.

Рис.3

Основными поставщиками информации выступают, как правило, интернет-порталы tengrinews.kz и zakon.kz с общей долей более 80% переходов пользователей из внешних источников.

За последние два года отмечается растущая популярность региональных онлайн-СМИ, которые за прошедшее время сделали огромный рывок с точки зрения привлечения пользователей. Региональные новые медиа занимают сегодня 48% от общего количества медийных ресурсов. Вебсайты регионов страны показывают очень хороший рост и популярность среди пользователей. Медиапотребление показывает интерес к локальным новостным материалам.

Безусловен рост контента и на государственном языке. В некоторые дни и недели материалы на казахском языке стабильно лидируют среди самых популярных новостей.

Таким образом, можно заключить, что медиапространство Казахстана прочно стоит на «ногах», так как пользователи активно используют информационные онлайн услуги, а аудитория молниеносно реагирует на происходящие события не только в стране, но и в мире.

____________________________________________

ОБ АВТОРЕ. Шавкат Сабиров – Президент Объединения юридических лиц «Интернет Ассоциации Казахстана». Окончил Томский университет систем управления и радиоэлектроники (Россия). Имеет более 25 лет опыта работы в ИТ-индустрии и обширные знания и опыт в области регулирования Интернета и кибербезопасности, в области телекомуникаций и интернет-бизнеса. Руководил проектами информационной транспортной системы г. Алматы «АСУ-ГородГАИ». В качестве председателя экспертной комиссии принимал участие в создании информационно-аналитической системы и системы электронных денег Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан. В настоящее время руководит аналитической системой онлайн-статистики новых медиа Республики Казахстан.

Выступает в качестве эксперта в международных мероприятиях ОБСЕ, ООН, ICANN, RIPE NCC, а также в качестве руководителя аккредитованной организации при ЭКОСОС ООН со специальным консультативным статусом. В настоящее время является членом Национального Научного Света при Правительстве Республики Казахстан, членом Общественного Совета Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Добавлено : 13.06.2019, 12:00, Изменено : 13.06.2019, 12:00