Saltanat Sabitova. Paris Agreement and Climate Diplomacy

Saltanat SABITOVA, Second Secretary of the Department of Multilateral Cooperation

of the Ministry of Foreign Affairs of

the Republic of Kazakhstan

Paris Agreement and Climate Diplomacy

The basis of climate diplomacy was laid in the 1960-70s, when the global community realised the gravity of environmental problems and the necessity of looking for collective solutions to environmental issues at the global level. Climate risk management began to be a priority on the global agenda of various multilateral negotiations and forums, thus strengthening the role of diplomacy in this area. The issues to be addressed at a high political level have turned climate diplomacy into one of the leading drivers in enhancing resilience.

Obviously, the key organisation on the environmental agenda is the United Nations. The UN adopted the Environment Programme (UNEP) in 1972 and held the first Climate Change Conference in Geneva in 1979. World Charter for Nature, Resolution No. 37/7 of the UN General Assembly dated Oct. 29, 1982, also found that the “principles set forth in the present Charter shall be reflected in the law and practice of each state, as well as at the international level." In 1988, UNEP and the World Meteorological Organisation (WMO) established the Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC), which today is the leading international body for the assessment of climate change. According to this group, the average temperature in 2003-2012 increased by 0.78 degrees Celsius compared with 1850-1900.

We assume that 1992 has given greater relevance to climate diplomacy, when at the UN Conference on Environment and Development in Rio de Janeiro approximately 200 countries adopted the Framework Convention on Climate Change (UNFCCC), which aims at stabilising greenhouse gas concentrations in the atmosphere at a level that would prevent dangerous impact on the climate system. It should be noted that the UNFCCC doesn't bind the parties with a particular quantitative commitment to reducing greenhouse gas emissions.

Since then, the international legal framework has been replenished with a considerable number of conventions related to the protection of the environment. However, only in 1997 in Kyoto (Japan) did we see a historically important event in terms of the evolution of climate diplomacy, which consisted of the adoption of the so-called Kyoto Protocol that regulated the reduction of greenhouse gas emissions for the states parties in a quantitative manner. And after nearly 20 years, at the 21st Conference of the Parties to the UNFCCC in December 2015 in Paris, the UNFCCC states parties adopted the Paris Agreement, which would replace the Kyoto Protocol. Thus, the international community agreed that the Kyoto Protocol, in fact, required improvements in the form of a new and improved climate agreement.

Paris Agreement: Advantages and Disadvantages

The Paris Agreement differs from the Kyoto Protocol in the approach to limiting greenhouse gas emissions, as well as in the fact that it is concluded for an indefinite period. The Kyoto Protocol established a shared objective of reducing greenhouse gas emissions, which was then distributed among the countries, whereas in the Paris Agreement, each country voluntarily determines its national contribution to emissions reduction taking into account common but differentiated responsibilities; that is, different obligations for developed and developing countries. Obligations can be adjusted, taking into account national circumstances. In this regard, the Paris Agreement is considered to have a more flexible approach for indicators and measures to reduce greenhouse gas emissions than the Kyoto Protocol.

The main objective of the Paris Agreement is keeping the global temperature rise well below 2 degrees Celsius and to pursue efforts to limit the global temperature increase even further to 1.5 degrees Celsius. Given that the average temperature of the planet has already risen 0.8 degrees Celsius, this goal may be feasible only in the framework of the climate model, which involves large-scale measures to limit greenhouse gas emissions.

The Agreement was open for signature at UN Headquarters in New York from April 22, 2016 to April 21, 2017. As of August 2018, representatives of 195 countries signed it, 179 of which ratified the document. Kazakhstan signed the Agreement on Aug. 3, 2016 and ratified it on Nov. 4, 2016. Noteworthy is the fact that the date of ratification of the Agreement by Kazakhstan coincides with the date of entry into force of the Paris Agreement.

For comparison, it should be noted that the Kyoto Protocol entered into force in February 2005, almost eight years after its adoption, by the efforts of hard diplomatic negotiations. A critical contribution to the development of multilateral climate diplomacy within the framework of the Kyoto Protocol was made by U.S. President George Bush, who in 2001 revoked the U.S. signature under the Kyoto Protocol. In this regard, further international negotiations were more declarative and delayed the entry into force of the Kyoto Protocol. For example, China, one of the largest emitters of greenhouse gases, declined to participate in the implementation of the Kyoto Protocol. At the same time, we should note the inability of the Government of Japan (the country-initiator of the Kyoto Protocol) to implement its own commitments during the first stage of the Protocol (2008-2012). However, a part of the signatories to the Kyoto Protocol have fulfilled its obligations. For example, members of the European Union (EU) reduced emissions in 2008-2012 compared to the level of 1990 by more than 11 percent (compared to the stated 8 percent); Russia has reduced carbon dioxide emissions by almost 30 percent (compared to the stated 0 percent). However, the efforts of the countries which met their obligations under the Kyoto Protocol were not enough to achieve the goals stated in the document, because, as a result, the global emissions during this period grew almost 1.5 times.

The dynamic signing and ratification of the Paris Agreement demonstrates that, first, states parties, including Brazil, China, the EU, Japan, etc. recognise the critical importance of the document and the provisions specified in it; second, the countries are ready to make serious commitments under the Agreement and to contribute to the environmental agenda and third, shows the uniqueness of the provisions of the document, which, in fact, satisfied the world community. The latter is a clear indication of competent, time-consuming and meticulous diplomatic work in this direction at all levels of negotiations.

However, is it true that all aspects of the Agreement are as impeccable as they seem at first glance? First and foremost, it should be noted that the Paris Agreement does not contain tough terms which are binding to the parties. In particular, the countries which have ratified the Agreement are free to develop their own national contributions to the fight against greenhouse gas emissions. In this context, violation of the Paris Agreement, even after its ratification (for instance, failure to meet nationally determined contributions) does not mean countries will face any sanctions. Violation or circumvention of the provisions of the Kyoto Protocol by some developed countries shows that such decisions do not lead to any diplomatic consequences, neither economic nor political. The subsequent potential withdrawal of the United States from the Agreement (according to the regulations of the instrument, the United States must wait until 2019 to apply for withdrawal and the withdrawal itself may take place only after a year), as in the case of the Kyoto Protocol, as well as a long delay in Russia's decision to ratify the agreement, put the Paris Agreement at risk of suffering the same fate as the Kyoto Protocol.

Nevertheless, despite the decision of U.S. President Donald Trump to withdraw from the Agreement, such world leaders as China, France, Germany, the Netherlands, etc., on the contrary, take a more proactive position in favor of green, low-carbon and sustainable development. For example, in January 2017, People's Republic of China (PRC) authorities announced the cancellation of the construction of 85 coal-fired power plants and the construction of 18 more facilities was frozen earlier. Building new coal power plants is completely banned in the three largest cities – Beijing, Guangzhou and Shanghai. The Netherlands is trying to play a leading role in the EU; thus, the Dutch government has a more ambitious goal to set the bar higher for itself than for all EU countries in reducing emissions. By 2030, coal-fired plants are expected to be gradually closed down in the Netherlands. Germany began to implement the Energy Transition, the German government's policy aimed at the gradual abandonment of hydrocarbon and nuclear power.

Businesses in Germany and Korea, however, are skeptical about their countries' go green concepts. The decisions of these countries to halt the development of nuclear energy and the construction of new nuclear power plants, which by their design, emit almost no CO2, are heavily criticised. For example, experts say that CO2 emissions per kilowatt/hour in Germany are ten times higher than in France, which relies on nuclear power. After the accident at the Fukushima-1 nuclear power plant in March 2011, all 48 nuclear reactors were shut down in Japan and that led to more active use of power plants operating on mineral fuels. As a result, 2013 emissions in Japan were the highest, exceeding 1990 emissions by 10.8 percent. Currently, the closed plants are being reopened on the condition that they meet new safety requirements.

Russian officials say that it is not delaying the ratification of the Paris Agreement. To date, experts are trying to assess the socio-economic impact of the ratification and implementation of the Paris Agreement; for instance, the cost of transition to low-carbon development for all economic sectors, payback periods of this investment, identifying financing sources and potential losses in case of refusal to implement these measures in the context of strategic planning. It should be noted that the cautious approach of the Russian side is greatly influenced by financial and economic sanctions.

The controversy over the advantages and shortcomings of the Paris Agreement can be continued for a very long time. And only the real state of affairs in the world after the first five-year period (2020-2025) of implementing the Agreement may show a preliminary comparative conclusion about the quality and long-term nature of its provisions. The presentation by the countries of their first nationally determined contributions will also elicit an ambiguous response from the stakeholders.

Kazakhstan's Stance in Climate Diplomacy

The Republic of Kazakhstan, in the framework of the Paris Agreement, announced its contribution in the form of unconditional reduction of greenhouse gas emissions by 15 percent, as well as conditional reduction (in case of international support) by 25 percent by 2030 of its 1990 level. In 1990, the total emissions of Kazakhstan amounted to 389 million tonnes of CO2 equivalent, which means that by 2030 Kazakhstan should not exceed the level of emissions equal to 330 million tonnes of CO2.

To this end, Kazakhstan uses a set of market mechanisms that includes an emissions trading system, projects to reduce greenhouse gas emissions and removals, renewable energy projects and the development of a green investment market. It should be noted that since the ratification of the Kyoto Protocol in 2009 (10 years after the signing), the current Environmental Code of the Republic of Kazakhstan has been significantly amended. More than 40 laws and regulations have been adopted and additional legal measures are subject to adoption.

The emissions trading system implies that Kazakh enterprises with greenhouse gas emissions exceeding 20,000 tonnes of CO2 per year will have a certain number of allowances (credits) for emissions. By using trading platforms, enterprises may sell, in case of saving credits, by reducing emissions, or purchase, in the event of a shortage, credits on the market. Kazakhstan introduced the emissions trading system in 2013. The pilot launch of this system has already revealed a number of shortcomings, which is why the system was frozen from April 2016-January 1, 2018. Despite critical comments on the trading system, this tool is expected to serve as an effective mechanism to reduce CO2 emissions.

Other market mechanisms include the Renewable Energy Services (RES) market having 55 operating facilities with a total capacity of 336 MW. Moreover, measures to generate green investment have helped to raise 480 million euros (US$ 556.2 million) from the European Bank for Reconstruction and Development for RES projects, as well as 110 million euros (US$ 127.5 million) from the Green Climate Fund.

The approach and position of Kazakhstan in reducing greenhouse gas emissions implies the use of mechanisms that fall under the Paris Agreement.

The Paris Agreement is not only a climate agreement, because along with environmental solutions, it also bears consequences for political, technological, industrial, social, economic and other areas of humankind. During the ratification of the Paris Agreement (just three months after the signing of the Agreement in August 2016, compared to 10 years required to ratify the Kyoto Protocol), the country's climate diplomacy has proved to be active based on comprehensive measures and ensuring the country's strategic long-term interests in climate protection. Diplomacy has played an important role in the coordination and control of issues related to climate change on the planet. Experience shows that the position of countries in the climate issue can affect the outcome of various negotiations, including those not related to climate matters. The influence of climate diplomacy expands every year. Evidently, the development of the climate consciousness of humanity will eventually lead to an even greater strengthening and expansion of climate diplomacy in the world in achieving foreign policy goals.

Created at : 14.09.2018, 17:45, Updated at : 14.09.2018, 17:45

Салтанат Сабитова. Парижское соглашение и климатическая дипломатия

Салтанат САБИТОВА, второй секретарь Департамента многостороннего сотрудничества

Министерства иностранных дел

Республики Казахстан

Парижское соглашение и климатическая дипломатия

Подписание Министром иностранных дел РК Ерланом Идрисовым (2012-2016 гг.)

Парижского соглашения по климату от имени Казахстана в штаб-квартире ООН.

Нью-Йорк, 3 августа 2016 г. (www.primeminister.kz)

Основы климатической дипломатии были заложены еще в 1960-1970-х годах, когда глобальное сообщество осознало серьезность природоохранных проблем и необходимость поиска коллективных решений по вопросам экологии в мировом масштабе. Управление климатическими рисками в глобальной повестке дня стала переходить на первые места на различных многосторонних переговорах и площадках, тем самым укрепляя роль дипломатии в этой сфере. Вопросы, требующие решения на высоком политическом уровне, превратили климатическую дипломатию в один из ведущих драйверов в укреплении устойчивости.

Очевидно, что ключевым органом в экологической повестке дня является Организация Объединенных Наций. В 1972 году была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а в 1979 году прошла первая климатическая конференция ООН в Женеве. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 октября 1982 года №37/7 «Всемирная хартия природы» также определила, что принципы, изложенные в Хартии, «должны найти отражение в законодательствах и практике каждого государства, а также на международном уровне». В 1988 году ЮНЕП и Всемирной метеорологической организацией (ВМО) была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая на сегодняшний день является ведущим международным органом по оценке изменения климата. По данным этой группы, общее увеличение среднего показателя температуры за период 2003–2012 гг. по сравнению с 1850–1900 гг. составляет 0,78 ºС.

В 1992 году внимание к климатической дипломатии было повышено благодаря конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в ходе которой около 200 стран приняли Рамочную конвенцию ООН по изменению климата (РКИК ООН) в целях стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного воздействия на климатическую систему. Следует учитывать, что РКИК ООН не обязывает стороны Конвенции к определенному количественному обязательству по сокращению выбросов парниковых газов.

С тех пор международная юридическая база пополнилась значительным количеством конвенций имеющих отношение к защите окружающей среды. Однако только в 1997 году в г.Киото (Япония) произошло исторически важное событие в эволюции климатической дипломатии, которое заключалось в принятии так называемого Киотского протокола. Документ отличался тем, что регламентировал сокращение выбросов парниковых газов для стран-участниц в количественном порядке. И спустя почти два десятилетия в ходе 21-й конференции сторон РКИК ООН в декабре 2015 года в г.Париже страны-члены РКИК ООН приняли Парижское соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу. Тем самым мировое сообщество согласилось с тем, что Киотский протокол, на самом деле, требовал доработки в лице нового усовершенствованного соглашения по климату.

Парижское соглашение: преимущества и недостатки

Отличие Парижского соглашения от Киотского протокола заключается в подходе к ограничению выбросов парниковых газов, а также тем, что оно является бессрочным. Если Киотский протокол устанавливает общую цель по сокращению выбросов парниковых газов, которая потом распределяется между странами, то в Парижском соглашении, каждая страна добровольно заявляет свой национальный вклад по сокращению выбросов с учетом общей, но дифференцированной ответственности, то есть различные обязательства для развитых и развивающихся стран. Обязательства могут быть скорректированы с учетом национальных условий. Поэтому принято считать, что Парижское соглашение имеет более гибкий подход показателей и мер по сокращению парниковых газов, нежели Киотский протокол.

Основной целью Парижского соглашения является сдерживание повышения средней глобальной температуры не более чем на 2°С, а также стремление ограничить повышение средней глобальной температуры 1,5° градусами. Учитывая, что средняя температура на планете уже поднялась на 0,8°С, такая цель может быть реализуема только в рамках той климатической модели, которая предполагает масштабные меры по ограничению выбросов парниковых газов.

Соглашение было открыто для подписания в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 22 апреля 2016 года по 21 апреля 2017 года. По состоянию на август 2018 года свои подписи поставили представители 195 стран, 179 из которых ратифицировали документ. Казахстан подписал соглашение 3 августа 2016 года и 4 ноября того же года ратифицировал его. Примечателен тот факт, что дата ратификации соглашения Казахстаном совпала с датой вступления в силу самого Парижского соглашения.

Для сравнения следует отметить, что Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 года, через почти 8 лет после его принятия, усилиями трудных дипломатических переговоров. Критический вклад в развитие многосторонней климатической дипломатии в рамках Киотского протокола внес Президент США Джордж Буш, который в 2001 году аннулировал подпись США под Киотским протоколом. Виду этого, дальнейшие международные переговоры приняли больше декларативный характер и затянули процесс вступления Киотского протокола в силу. К примеру, один из крупнейших эмитентов парниковых газов КНР уклонился от участия в реализации Киотского протокола. Одновременно следует отметить неспособность Правительства Японии (страны-инициатора заключения Киотского протокола) реализовать собственные обязательства во время первого этапа протокола (2008-2012гг.). Тем не менее, часть государств, подписавших Киотский протокол, выполнила и даже перевыполнила свои обязательства. Например, члены Европейского союза добились снижения выбросов за период 2008-2012 гг. к уровню 1990 года более чем на 11% (из заявленных 8%), Россия сократила выбросы углекислого газа почти на 30% (из заявленных 0%). Однако усилий стран, выполнивших свои обязательства по Киотскому протоколу, оказалось недостаточно для достижения целей, заявленных в документе, так как в итоге общемировые выбросы за этот период выросли почти в 1,5 раза.

Стремительное подписание и ратификация Парижского соглашения демонстрирует, что, во-первых, страны-члены, в том числе ЕС, Китай, Япония, Бразилия и др. признают критическую важность документа и положений, указанных в нем; во-вторых, страны готовы принять на себя серьезные обязательства в рамках соглашения и сделать свой вклад в природоохранную повестку; и, в-третьих, указывает на уникальность положений документа, которые устраивают мировое сообщество. Последнее является наглядным показателем грамотной, трудоемкой и точечной работы дипломатов в данном направлении на всех уровнях переговоров.

Однако все ли аспекты в соглашении так безукоризненны, как кажутся на первый взгляд? В первую очередь следует отметить, что Парижское соглашение не содержит в себе жестких условий, являющихся обязательными к исполнению сторонами-участницами. В частности, ратифицировавшие соглашение страны вправе самостоятельно разрабатывать национальные вклады в борьбе с выбросами парниковых газов. В данном контексте нарушение положений Парижского соглашения даже после его ратификации (например, невыполнение национальных вкладов) не грозит для стран какими-либо санкциями. Опыт нарушения или обхода положений Киотского протокола некоторыми развитыми странами показывает, что подобные решения не приводят к каким-либо дипломатическим последствиям – ни экономическим, ни политическим. Последующий потенциальный выход США из соглашения (согласно правилам документа, США должны дождаться 2019 г., чтобы подать заявление на выход, а сам выход может состояться только через год после этого), как и в случае с Киотским протоколом, а также долгая задержка ратификации соглашения Россией, подвергают Парижское соглашение риску повторить судьбу Киотского протокола.

Тем не менее, несмотря на решение Президента США Дональда Трампа выйти из соглашения, такие мировые лидеры, как Германия, Франция, КНР, Нидерланды и др. наоборот принимают более активную позицию в пользу «зеленого», низкоуглеродного и устойчивого развития. К примеру, в КНР в январе 2017 года власти объявили об отмене строительства 85 угольных электростанций, еще 18 объектов были заморожены ранее. Строительство новых угольных станций полностью запрещено в трех крупнейших городах – Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Нидерланды стремятся сыграть ведущую роль в ЕС. Так, в планах голландского правительства более амбициозная цель – установить для себя планку выше, чем для всех стран ЕС, в сокращении своих выбросов. Предполагается, что к 2030 году электростанции, работающие на угле, будут постепенно закрыты в Нидерландах. Германия принялась за реализацию «Энергетического поворота» – курса правительства Германии, направленного на постепенный отказ от углеводородной и атомной энергетики.

Вместе с тем, бизнес-сообщества Кореи и Германии с большим скепсисом относятся к концепциям своих стран, направленным на экологизацию страны. Большой критике подвергаются решения этих стран по блокировке развития атомной энергетики и строительству новых АЭС, которые, в силу своей конструкции, практически не выделяют СО2. К примеру, как отмечается экспертами, выброс СО2 на выработанный киловатт/час в Германии в десять раз выше, чем во Франции, которая сделала ставку на атомную энергетику. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года в Японии были остановлены все 48 атомных реакторов, что привело к более активному использованию электростанций, работающих на минеральном топливе. В итоге, выбросы в Японии в 2013 году были максимально высокими, превысив на 10,8% выбросы 1990 года. В настоящее время идет процесс перезапуска остановленных станций с условием, что они будут соответствовать новым требованиям безопасности.

Россия, по данным ее официальных лиц, не затягивает процесс ратификации Парижского соглашения. На текущий момент эксперты пытаются оценить социально-экономические последствия ратификации и исполнения Парижского соглашения. Например, сколько будет стоить реализация мероприятий по переходу на низкоуглеродное развитие для всех отраслей экономики, каковы сроки окупаемости указанных инвестиций, каковы источники средств, и каковы убытки при отказе от реализации данных мероприятий в контексте стратегического планирования. Следует отметить, что на осторожный подход российской стороны немаловажное влияние оказывают финансово-экономические санкции.

Полемику о преимуществах Парижского соглашения против его недочетов можно продолжать очень долго. И только реальное положение дел в мире после первого пятилетнего периода (2020-2025 гг.) реализации соглашения может показать предварительный сравнительный вывод о качестве и долгосрочности его положений. Представление странами их первых национальных вкладов еще вызовет неоднозначную ответную реакцию заинтересованных сторон.

Позиция Казахстана в климатической дипломатии

Республика Казахстан в рамках Парижского соглашения заявила свой вклад в виде безусловного сокращения выбросов парниковых газов на 15%, а также условного (в случае международной поддержки) сокращения в размере 25% к 2030 году от уровня 1990 года. В 1990 году общие выбросы Казахстана составили 389 млн. тонн СО2-эквивалента, а значит к 2030 году Казахстан не должен превысить уровень выбросов равный 330 млн. тоннам СО2.

Для этого Казахстаном предпринимается комплекс рыночных механизмов, который включает в себя систему торговли квотами на выбросы, проекты по сокращению выбросов и поглощению парниковых газов, проекты ВИЭ, а также развитие рынка зеленых инвестиций. Следует отметить, что с момента ратификации Киотского протокола в 2009 году (через 10 лет после подписания) нормативно-правовая база РК пополнилась значительными изменениями и дополнениями в действующий Экологический кодекс страны. Было принято более 40 нормативно-правовых актов, а также подлежат принятию дополнительные правовые меры.

Система торговли квотами подразумевает, что для тех предприятий Казахстана, чьи выбросы парниковых газов превышают 20 тыс. тонн СО2 в год, будет предусмотрено определенное количество разрешений (квот) на выбросы. Используя платформу торговли квотами, предприятия могут продавать, в случае экономии квот, путем сокращения выбросов, либо приобретать, в случае недостатка, квоты на рынке. В 2013 году была введена система торговли квотами в Казахстане. Пилотный запуск данной системы уже выявил ряд недочетов, ввиду чего система была заморожена на период с апреля 2016 года до 1 января 2018 года. Несмотря на критические замечания по системе торговли, предполагается, что данный инструмент послужит действенным механизмом по сокращению выбросов СО2.

Касательно других рыночных механизмов можно отметить рынок ВИЭ РК, который насчитывает 55 действующих объектов суммарной мощностью 336 МВт. Кроме этого, мероприятия по притоку зеленых инвестиций позволили привлечь средства Европейского банка реконструкции и развития в размере 480 млн. евро на проекты ВИЭ, а также средства Зеленого климатического фонда в размере 110 млн. евро.

Подход и позиция Казахстана в сокращении выбросов парниковых газов подразумевает использование механизмов, подпадающих под регламент Парижского соглашения.

Парижское соглашение является не только климатическим соглашением, так как наряду с экологическими решениями, оно также несет с собой последствия для политической, технологической, промышленной, социальной, экономической и других сфер деятельности человечества. В процессе ратификации Парижского соглашения (всего за 3 месяца с момента подписания соглашения в августе 2016 года, по сравнению с 10 годами, потребовавшимся для ратификации Киотского протокола), климатическая дипломатия страны проявила свою активную позицию на основе комплексных мероприятий и обеспечения стратегических долгосрочных интересов страны в вопросах защиты климата. Дипломатия стала играть ведующую роль в координации и контроля вопросов, связанных с изменением климата на планете. Опыт показывает, что позиция стран в климатическом вопросе может повлиять на исход различных переговоров, в том числе тех, которые не связаны с вопросами климата. С каждым годом сфера влияния климатической дипломатии расширяется. Очевидно, развитие климатического сознания человечества со временем приведет к еще большему усилению и вовлечению климатической дипломатии в мире в достижении внешнеполитических целей.

Добавлено : 14.09.2018, 17:45, Изменено : 14.09.2018, 17:45