Послание Президента страны народу Казахстана 2004 г

К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОМУ КАЗАХСТАНУ, 
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКЕ, 
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НАЦИИ
Март 2004 г.

Дорогие казахстанцы! 
Прошедший год добавил нам уверенности и оптимизма в плане развития национальной экономики. Совокупный рост валового внутреннего продукта за последние четыре года составил почти 50%. В начале марта влиятельное издание «Дэйли телеграф» опубликовало экономический анализ британской компании «Оксфорд аналитика», в котором Казахстан признаётся одной из самых энергично развивающихся стран среди государств с транзитной экономикой и по прогнозам сохранит лидирующие позиции и в текущем году. 

2003 год стал первым годом реализации индустриально-инновационной стратегии. В стране созданы институты развития, которые уже сейчас оказывают реальное воздействие на модернизацию перерабатывающих отраслей. Банком развития кредитуются 20 инвестиционных проектов на сумму свыше полумиллиарда долларов. Инновационный фонд приступил к финансированию строительства первого космического спутника страны. В прошлом году восстановлена деятельность пяти нефтехимических предприятий. Введены в эксплуатацию заводы по производству цинка в Балхаше, полиэтиленовых труб в Атырау, причал и инфраструктура поддержки морских операций на Каспийском море. Обеспечен запуск Костанайского дизельного завода. Осуществляется реконструкция и перевооружение многих предприятий лёгкой и пищевой промышленности. 

Можно считать добрым знаком, что в 2003 году, впервые за годы независимости, темпы роста перерабатывающей промышленности превзошли темпы роста добывающей. Только в машиностроении они превысили 20%. 

Завершился и первый год реализации агропродовольственной программы. Итоги радуют. Значительно возросли объёмы государственной поддержки АПК. В минувшем году аграрии получили около 51,5 миллиарда тенге, а в нынешнем выделено почти 70 миллиардов. 

Это более чем на четверть превышает показатель предыдущего года. 

Выделенные средства позволили крестьянам в минувшем году закупить через лизинг 806 единиц сельхозтехники, приобрести 52,5 тысячи тонн минеральных удобрений, а также гербицидов и протравителей, препаратов для вакцинации скота. 

Хорошие результаты достигнуты и в животноводстве, где отмечается стабильный рост поголовья. Выросло производство мяса, молока более чем на 17%. 

Казахстан смог не только обеспечить собственные потребности в хлебе, но и экспортировать более 5 миллионов тонн зерна. Объёмы переработки сельскохозяйственной продукции в прошлом году в реальном исчислении увеличились на 9,5%. Но главное, значительно улучшилось материальное положение наших крестьян, а значит, их настроение, вера в будущее. 

В последние годы неуклонно повышается жизненный уровень всего населения Казахстана. В истекшем году осуществлён пересмотр пенсий с учётом трудового стажа и заработной платы. С начала года увеличены минимальные размеры пенсии и заработной платы. Мы единственное государство в СНГ, которое сочло необходимым компенсировать потерянные вклады населения в Сбербанке СССР. За минувший год было переоформлено более 1,3 миллиона вкладов на общую сумму более 4 миллиардов тенге. В этом году срок переоформления вкладов завершается. В связи с многочисленными обращениями граждан поручаю Правительству внести предложения по продлению срока переоформления вкладов и на следующий год. 

Рост экономики за истекшие четыре года позволил увеличить размеры: 

минимальной пенсии – почти в два раза (с 3000 до 5800 тенге), средней – также в два раза (с 4,1 тыс. до 8,6 тыс. тенге); 

минимальной заработной платы – в два с половиной раза (с 2,6 тыс. до 6,6 тыс. тенге), средней – почти в 1,6 раза (с 14,3 тыс. до 24,8 тыс. тенге); 

государственных социальных пособий – на 45%. 

Успехи в социально-экономическом развитии позволяют нам вплотную приблизиться по основным параметрам к ряду стран Центральной Европы, а государства Юго-Восточной Европы мы уже опередили. По классификации Всемирного Банка наше государство теперь относится к группе стран, у которых доходы – выше среднего уровня. 

Усиливаются роль и авторитет Казахстана на постсоветском пространстве, в Каспийском и Центрально-азиатском регионе, возрастает значение нашей страны на политической и экономической карте мира. Казахстан стал местом проведения крупнейших мировых форумов: Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Нашу страну посетили с визитами авторитетные мировые лидеры государств Евроазиатского региона. 
Казахстан продолжает своё целеустремленное развитие в полном соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030». Сейчас в повестке дня стоит вопрос о конкурентоспособности Казахстана в мировом сообществе, о конкурентоспособности нашей экономики и конкурентоспособности казахстанцев – учёных, менеджеров, бизнесменов, специалистов, рабочих. А для его решения нам необходимо приступить к разработке Стратегии достижения европейских стандартов, как в экономической, так и в социальной сферах. 

* * * 

1. Конкурентоспособная экономика 

Экономика остаётся главным приоритетом нашего развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста – основной задачей.

Мы будем добиваться этого через повышение конкурентоспособности нашей экономики, в соответствии с планом развития страны до 2010 года. 

Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе с конкурентами. 

Оптимальная роль государства здесь мне видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой – вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей. 

Поэтому основными направлениями развития экономики на 2005 год должны стать: 

- дальнейшая либерализация экономики и развитие конкуренции через продолжение системных реформ и дебюрократизацию; 

- усиление открытости казахстанской экономики; 

- реализация Стратегии индустриально-инновационного развития; 

- реализация программ развития села; 

- развитие инфраструктуры. 

1.1. Либерализация и дебюрократизация 

Правительство должно активизировать работу в направлении либерализации и реструктуризации сферы естественных монополий: телекоммуникаций, электроэнергетики и железных дорог. 

Эти сферы должны стать прозрачными и открытыми для конкуренции, а население должно почувствовать улучшение качества предоставляемых услуг и снижение цен. Планы на этот счёт имеются, и необходимо их решительно выполнять. 

Нельзя мириться с ограничением конкуренции даже на отдельных участках. Антимонопольное агентство должно провести исследование всех секторов экономики и до конца года внести соответствующие предложения. 

Высокие темпы роста и конкурентоспособность во многом зависят от дебюрократизации экономики. 

Задания Правительству на этот счёт даны в октябре прошлого года на Форуме предпринимателей, и осенью будет проверено их исполнение. 

Должен заметить, что условия для работы бизнесменов в Казахстане действительно улучшаются и уже являются если не лучшими, то далеко не худшими. 

И мы вправе ожидать от бизнеса не одни просьбы по облегчению условий их деятельности, но и энергичной работы по повышению собственной конкурентоспособности. 

1.2. Интеграция в мировую экономику 

Конкурентоспособность нашей национальной экономики может быть достигнута только в условиях её интеграции в мировую экономику. 

Поэтому важнейшей задачей является активизация вступления Казахстана во Всемирную торговую Организацию. Здесь нам надо задействовать также весь политический и дипломатический потенциал. 

Думаю, что процесс становления казахстанского бизнеса заканчивается. Он вполне «созрел» для борьбы не только на внутренних, но и на внешних рынках. 

Мы должны подготовить и наших крестьян к конкурентной борьбе не только на казахстанском, но и на мировых рынках. 

Необходимо приветствовать и поощрять движение казахстанского капитала за рубеж, освоение им внешних рынков. Это – элемент глобальной конкуренции, а также возможность получения важных знаний о мировой экономике. 

Все государственные структуры за рубежом должны оказывать отечественному бизнесу помощь и поддержку. 

Банку развития Казахстана пора приступить к работе на внешних, пока близлежащих рынках. Для решения новых задач необходима дальнейшая капитализация Банка со стороны Правительства на сумму в 10 миллиардов тенге и акционеров, представляющих регионы, - на 5 миллиардов. 

Мы должны энергично продвигаться и в направлении либерализации валютного регулирования, внедрения в 2007 году стандартов Евросоюза в финансовом секторе. 

Конкурентоспособность нашей экономики во многом будет определяться быстротой перехода наших предприятий на международные стандарты. 

Казахстан должен в кратчайшие сроки перенять почти полувековой опыт стран Запада по управлению качеством продукции. 

По моему поручению Правительством уже разработаны программные документы по развитию национальных систем стандартизации и сертификации до 2006 года, составлен план работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО.
Теперь работа каждого министра и акима будет жёстко оцениваться по состоянию дел с внедрением международных стандартов в сфере его деятельности. 

Необходимо в сжатые сроки завершить переход на модель технического регулирования, принятую в международной практике. Уже в этом году должен быть принят законопроект «О техническом регулировании», внесены изменения и дополнения в 50 действующих законов. 

1.3. Индустриально-инновационное развитие 

В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития важно определить приоритеты развития. 

Правительство должно привлечь экспертов мирового уровня, провести необходимый анализ конкурентных преимуществ страны и до конца года сформулировать конкретные предложения. 

Нам надо внедрять передовой международный опыт, имеющий максимальный практический эффект. 

Одним из примеров может стать использование кластерного подхода к развитию индустрии. 

До конца этого года нам необходимо определить все перспективные казахстанские, субрегиональные и региональные кластеры (совокупность конкурентоспособных отраслей). А институты развития должны стать эффективными инструментами в реализации поставленных целей. 

Для развития инфраструктуры инновационной деятельности необходимо запустить Парк информационных технологий в поселке Алатау, создать технопарки в Уральске и Степногорске. 

Необходимо шире использовать отечественный потенциал для развития высокотехнологичных производств в аэрокосмической сфере. 

Крайне важно перенести акцент с временных выгод от сдачи в аренду комплекса «Байконур» на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов, что предусмотрено соглашением по продлению аренды космодрома. 

Это будет способствовать развитию нашей космической науки и новых технологий. 

Создание космического ракетного комплекса «Ангара» должно стать первым таким проектом. Мы уже начали работу по запуску в 2006 году своего первого космического спутника. 

Перспективное направление – совместные проекты с ведущими иностранными банками и компаниями. 

Так, Банк развития совместно с Европейским банком реконструкции и развития приступил к финансированию строительства магистральной линии электропередач «Север-Юг». Стоимость проекта - 280 миллионов долларов. 

В этом году национальной компанией «Казахстан Инжиниринг» создаётся совместное предприятие с «Сингапур Технолоджиз» в целях модернизации наших крупных машиностроительных заводов. 

Мы должны стремиться к развитию сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. 

В частности, следует расширять выпуск дизельных двигателей на Костанайском дизельном заводе, проработать вопрос перехода от сборки автомобилей «Нива» на заводе «Азия-Авто» к сборке автомобилей «Шкода». 

Следует также увеличить сборку грузовых автомобилей на заводе концерна «Казахстан-КамАЗ». 

Росту экспортного потенциала страны должно способствовать дальнейшее развитие базовых отраслей индустрии, прежде всего металлургии и металлообработки. 

«Испат-Кармет» планирует реализовать проект по непрерывной разливке стали, а также производству труб для нефтегазового сектора, «Алюминий Казахстана» готовит к реализации крупный проект строительства электролизного завода по производству металлического алюминия стоимостью около восьмисот миллионов долларов. 

Приоритетное развитие должна получить химическая и нефтехимическая промышленность. 

Ведётся подготовка к строительству газоперерабатывающего завода на Карачаганакском газоконденсатном месторождении стоимостью более миллиарда долларов. 

Необходимо ускорить реализацию проекта реконструкции Атырауского НПЗ. 

Намечается строительство завода по выпуску кальцинированной соды в Жамбылской области, хлорщелочного производства в Павлодарской области. 

При участии институтов развития в Астане должно завершиться строительство заводов по выпуску изделий домостроения из ячеистого бетона, по производству стеклопластиковых труб. В городе Актобе - по производству труб и фитингов из укреплённого стекловолокном полиэфира. В посёлке Абая Алматинской области - по производству бумаги, гофрокартона и бумажно-картонных изделий для пищевой промышленности ЗАО «Казакстан кагазы». В Шымкенте - по производству пряжи из хлопковолокна ТОО «Ютекс». 

Эти достижения являются лишь частью итогов первого года осуществления индустриальной программы. 

Помимо этого, нам необходимо принять меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. Во-первых, надо поддержать зарождающийся инновационный бизнес. 

В частности, стимулировать компании, активно занимающиеся научными исследованиями, разработкой и внедрением новых технологий. 

Во-вторых, пора изменить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций и быть согласованы со сроками окупаемости проектов. 

В-третьих, в целях существенного улучшения условий для модернизации и технического перевооружения производства недавно значительно облегчены возможности лизинга, а с 2005 года будет пересмотрена фискальная политика в части амортизационных отчислений. 
1.4. Аграрная политика 

Как уже отмечалось, нам предстоит решить задачу формирования конкурентоспособной системы агробизнеса в стране. 

Для этого нужно обеспечить чёткое исполнение законодательных актов, в первую очередь Земельного, Водного и Лесного кодексов. 

Эффективность государственной политики по регулированию рынка зерна необходимо повысить. 

Особое внимание должно быть уделено модернизации перерабатывающих сельскохозяйственных производств и повышению качества продукции. 

Нельзя забывать и о развитии современной аграрной науки. 

В целях преодоления бедности на селе необходимо продолжать разворачивать схемы микрокредитования, тем более, что они успешно прошли апробацию. 

С этого года начала реализовываться ещё одна аграрная государственная программа, направленная на развитие сельских территорий. Хочу напомнить вам, что государственные инвестиции в неперспективные территории прекращены. 

В целях эффективной реализации указанной программы необходимо образовать комитет по делам сельских территорий при Минсельхозе. 

В целом, к концу 2005 года с учётом принятых аграрных программ должны быть созданы необходимые условия для нормального жизнеобеспечения села, производства конкурентоспособной продукции, импортозамещения и расширения экспортных возможностей. 

Считаю, что с принятием Закона «Об обязательном страховании в растениеводстве» полностью сформирована основная законодательная база аграрного сектора. 

1.5. Инфраструктура 

В истекшем году сданы в эксплуатацию автомобильные дороги Алматы-Астана и Астана-Боровое. 

Железнодорожный суперэкспресс доставляет пассажиров от Астаны до Алматы за 12 часов. 

Завершены строительство моста через Сырдарью в районе Кызылорды, пассажирского терминала в аэропорту Алматы, стыковка важнейшей железной дороги «Алтынсарино-Хромтау» протяжённостью 402 километра. 

В текущем году должны быть введены в действие новые объекты международного аэропорта Астаны, начато строительство взлётно-посадочной полосы в Актобе. 

Помимо этого, нам необходимо обеспечить электрификацию железнодорожного участка «Экибастуз-Павлодар», увеличить пропускную способность станции «Дружба» по перевозке грузов до 10 миллионов тонн. Будет продолжено расширение морского порта Актау, получит развитие инфраструктура портов Баутино и Курык на Каспийском море. 

В автодорожном строительстве основным приоритетом остаются транзитные дороги международного значения, прежде всего, направления «Челябинск - Костанай - Астана - Алматы – Хоргос» и «Самара – Шымкент – Алматы – Хоргос». 

В целом на модернизацию и строительство автодорог в текущем году предусмотрено 40 миллиардов тенге, а в 2005-ом – 55 миллиардов тенге, или с ростом на 37,5%. 

Будут активнее вестись работы и по реализации альтернативных маршрутов транспортировки нефти. 

Необходимо завершить строительство газопровода «Акшабулак – Кызылорда» и обеспечить газификацию Кызылорды. 

2. Развитие человеческих ресурсов 

Уважаемые казахстанцы!
 

В предыдущие годы мне приходилось больше говорить о макрополитике. Поскольку невозможно добиться конкретных социальных достижений, не решив вопросы реформирования и становления экономической политики. 

Сегодня мне особенно приятно говорить о вещах, которые интересуют всех казахстанцев. Ведь вопросы жилья, образования и здравоохранения затрагивают и волнуют каждого из нас. 

* * * 

Физические и интеллектуальные способности казахстанцев в условиях глобализации и ужесточения мировой конкуренции являются ключевыми факторами успеха наших планов, конкурентоспособности экономики страны и её выживания в современных условиях. 

Способны ли казахстанцы продемонстрировать миру сильный дух, здоровье и знания, свойственные народам, которые добиваются успехов в изнурительном и тяжелом процессе мировой конкуренции?

Мы должны признать, что нам предстоит большая работа по развитию своего человеческого потенциала. 

Сейчас, когда в стране появились накопления за счёт роста экономики, у некоторых реанимируются иждивенческие настроения решить многие проблемы только за счёт государственных средств. 

Но такой подход отбросит нас назад. Это доказано мировой историей. Об этом говорят здравый смысл и собственный опыт. 

Бесплатность и дармовщина приводят к искажению ценностей, извращают мотивацию к труду, расслабляют человека, снижают его жизнеспособность. 

У нас неоднократно говорили, что некоторые нефтедобывающие страны только что родившемуся ребёнку уже открывают банковский счёт. Но во время своего недавнего визита в Саудовскую Аравию я убедился, что это не так. Иждивенческих настроений там нет. И на Западе также с детства прививается уважение к труду, стремление самому зарабатывать на жизнь, независимо от благосостояния родителей и страны. 

Поэтому все блага для себя и своей семьи человек должен обеспечивать сам, неуклонно повышая уровень своего развития и профессионализма. 

И чем меньше будет участие государства в решении его насущных проблем, тем это будет полезнее для человека. 

Если вы помните, то ещё в 1997 году в долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года ставилась задача учить людей жить и работать так, как будто у нас нет доходов от нефти. Поэтому был создан Национальный фонд, который выполняет функции сбережения для будущих поколений и резерва в случае кризисных ситуаций. 

Государство должно заботиться только о тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы. Это
Добавлено : 4.12.2013, 10:28, Изменено : 4.12.2013, 10:28