Послание Президента народу Казахстана, апрель 2002 г

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
НА 2003 ГОД
 
 Астана, апрель 2002 г.
 Уважаемые депутаты!
Дорогие соотечественники!
Совсем недавно мы с вами подвели итоги десятилетнего развития нашего государства. Это был не просто отчёт о достигнутом, но и богатейший исторический материал для потомков. Это был критический анализ степени нашей зрелости, готовности распрощаться с прошлым и открыть новый исторический этап развития Независимого Казахстана.
Вместе с тем, мы ещё раз убедились в том, что прошли огромное расстояние по пути развития и достигли того уровня, когда можем без колебаний вступить в 21 век.
Основной итог наших дел за эти годы заключается в том, что наша Республика состоялась как самостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Мы провели энергичные, жёсткие, но давшие значительные результаты целевые экономические реформы.
О многом говорит и тот факт, что Казахстан признан как Европейским Союзом, так и США страной с рыночной экономикой.
Мы также значительно продвинулись в сфере государственного строительства и развития демократии. Наша страна и всё казахстанское общество кардинально изменились: экономические и политические права и свободы стали непреложным фактом нашей действительности.
Все эти итоги и перемены являются надёжной основой дня сегодняшнего.
Вместе с тем, мы никогда не впадали в эйфорию и не замалчивали наших проблем, что было мной отмечено в юбилейном докладе. Нам еще только предстоит пройти этап возмужания и зрелости государства, становления казахстанского гражданского общества. И политическая система, и вопросы прав и свобод граждан требуют непрерывной доработки в соответствие с уровнем экономического и социально-культурного развития.
На это направлен наш десятилетний план, основанный на Стратегии “Казахстан – 2030”.
* * *
Для того чтобы по-прежнему динамично работать над наращиванием социально-экономического потенциала, чрезвычайно важно точно определиться со среднесрочными планами и приоритетами на среднесрочную перспективу и 2003 год.
Мной утверждена трехлетняя Программа действий Правительства, в которой основной упор делается на решение задач улучшения структурыреального сектора экономики, развития транспортной инфрастуктуры, повышения уровня жизни населения, дальнейшую интеграцию экономики страны в региональные общие рынки.
Поэтому мне хотелось бы в своем послании конкретно расставить акценты и приоритеты, что даст Правительству возможность воплотить свои намерения в рамках конкретных бюджетных программ.
Считаю необходимым и логичным, во-первых, отойти от практики объявления каждого года годом какой-либо сферы или направления деятельности и переходить к определению приоритета на три года.
Во-вторых, Послание Президента народу Казахстана впервые озвучивается в ходе процесса формирования бюджета, а не после его завершения, как это было раньше.
* * *
Уважаемые соотечественники!
Есть целый ряд причин, чтобы предстоящий период, с 2003 по 2005 годы, посвятить возрождению аула (села).
Именно этой проблеме посвящено моё Послание.
Надо признать, что именно сельское хозяйство, его труженики наиболее сильно пострадали от несовершенства советской экономики, и именно они более всего ощутили на себе всю ее ущербность при переходе к рынку.
Село – это образ жизни народа, источник культуры, традиций, обычаев и духовной жизни. Уже только эта совокупность факторов требует от нас серьезного отношения к селу.
Общеизвестно и доказано историей, что при любых революционных катаклизмах основная тяжесть болезненных перемен приходится на село. И Казахстан не стал исключением.
Мы должны помнить, что именно сельское население является генетическим олицетворением любой нации. Именно оно более всего стремится к стабильности и здравому эволюционному развитию.
И именно оно наиболее остро и тонко воспринимает идеалы независимости и сильной государственности, поскольку на генно-информационном уровне хранит и воспроизводит чаяния и надежды наших предков.
Но есть причины и сугубо экономические. Внимательный обзор внутренней структуры экономики, близлежащих и отдаленных рынков заставляет серьезно задуматься об углублении агропромышленной специализации Казахстана.
Парадоксально, но факт: все близлежащие и отдаленные рынки испытывают нужду в продовольствии, прежде всего, в зерне и мясе. Но казахстанское продовольствие не может туда пробиться в силу низкого качества и высоких издержек, слабой государственной и дипломатической поддержки.
Более того, уже и внутренний рынок по целому ряду позиций начинает проигрывать нарастающей экспансии продуктового импорта.
Исключительно важно и то, что наличие в стране крепкого сельскохозяйственного сектора помогло бы основательно поднять и сопутствующие ему отрасли: производство минеральных удобрений, сельхозмашиностроение, легкую и пищевую промышленность, а по технологической цепочке – и другие. Это значит, что мультипликативный эффект для экономики страны будет колоссальным.
Нельзя не сказать и о демографических, миграционных и социальных факторах нашего особого отношения к аулу.
В Казахстане исторически, особенно в эпоху командной экономики, расселение людей в сельской местности складывалось неудачным образом, как с позиций рыночной экономики, так и по социальным и экологическим соображениям.
В результате, для многих сельских районов характерной чертой стала депрессивная экономика.
Можно определенно сказать, что в условиях минимальных стандартов самодостаточности, и по качеству земли, и по природным, и социальным условиям, проживает около миллиона человек.
Мы должны самым серьёзным образом проанализировать одну особенность. В Казахстане сельское население составляет 43 процента. От переизбытка сельского населения во многих районах высока безработица, которая, в свою очередь, подрывает сельские рынки труда, удешевляет их до самого низкого в стране уровня.
Все это приводит к массовому оттоку сельского населения в районные центры и города. За 2000 – 2001 годы было упразднено 186 неперспективных, потому и брошенных людьми населенных пунктов, в этом году ожидается упразднение еще 93-х.
Данное явление, как бы болезненно оно нами и населением не воспринималось, надо рассматривать как объективный процесс.
Проблема лишь в том, что он носит у нас стихийный характер и не зависит от исполнительной власти.
За десять лет мы встали на ноги как государство с хорошими позициями в экономике. Теперь пришло время, опираясь на достигнутое и накопленный опыт, конкретными делами помочь нашим соотечественникам, живущим на селе, обрести новое качество жизни.
Что конкретно я предлагаю.
Первое. Всем надо четко уяснить, что поддержка аула (села) не должна и не будет заключаться в повальном государственном субсидировании и безвозвратном финансировании всего и вся. Мы не можем, и не будем возрождать былую практику иждивенчества и государственного патернализма.
Нужно и впредь целенаправленно проводить в жизнь линию создания для человека условий, при которых он может сам зарабатывать для себя и своей семьи, нужно поддерживать тех, кто может и умеет работать, показывает своё трудолюбие. В этом и заключается ответственность государства перед народом и его будущим.
Вся финансово-экономическая политика государства, в том числе социальная и сельскохозяйственная, должна быть селективно направлена только на те территории, которые перспективны с позиции жизнедеятельности человека и функционирования рынка.
Второе. Я поручаю Правительству разработать модель расселения жителей сельских территорий на перспективу. Нужно решительно определиться и с судьбой ряда депрессивных малых городов.
Стране необходима государственная политика по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов на развивающиеся, в райцентры и малые города. Она должна учесть вопросы планирования и управления потоками миграции, обустройства, обеспечения землей и жильем, переквалификации переселенцев.
Все люди стремятся жить в экологически чистой среде, иметь доступ к хорошим социальным услугам. Это стремление должно быть поддержано. Совершенно очевидно, что село имеет шанс на нормальную жизнь там, где есть хорошие земли, где рядом есть рынки сбыта, где удобные транспортные коммуникации.
Назрел вопрос и о придании Министерству сельского хозяйства дополнительных функций по делам территорий.
Третье. Я ставлю перед Правительством задачу в кратчайшие сроки разработать трехлетнюю президентскую программу развития агропромышленного комплекса Казахстана.
Наша страна традиционно была и должна остаться мировым и региональным поставщиком продовольствия, а сам агропромышленный комплекс – дополнительным источником экономического роста, улучшения торгового и платежного балансов страны. И мы должны приложить все усилия, чтобы добиться этого.
Главным фактором подъема села остается устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса, быстрый подъем его экономики на современных рыночных принципах.
Здесь я бы выделил следующие ключевые моменты.
Необходимо довести до логического конца реформу экономических, и, прежде всего, земельных и водных отношений.
Надо признать, что принятый недавно Закон о земле не продвинул страну к цивилизованному рынку. И если уж мы совместно допустили ошибки, давайте будем быстро их исправлять, корректировать этот закон. Краеугольным камнем данного закона должен быть ответ на жизненно важный вопрос: “Нужна ли частная собственность на сельскохозяйственную землю?”
Отвечая на этот вопрос, мы, как правило, скатываемся к обывательскому тезису - “продаем Родину”, не понимая при этом, что частная собственность на землю – это прежде всего уверенность крестьянина, что его землю не отберут. Собственность на землю – это мотивация к ее обустройству, чтобы было что передать своим детям.
Земля без хозяина – сирота. Экологическая катастрофа настигает именно ничейную землю. В условиях Казахстана включение в экономику ещё не использованных огромных ресурсов.
Уверен, что именно данный состав Парламента сможет выполнить эту историческую миссию, приняв закон “О частной собственности на землю”.
Поручаю Правительству, изучив опыт других стран, взвесив все “за” и “против”, разработать и внести в Парламент проект данного закона.
Пора, наконец, навести порядок и в водных отношениях, где также царит организационно-правовая неразбериха. Нужно последовательно решать перезревшую проблему реконструкции гидромелиоративных сооружений.
Следует приступить, включая меры экономического характера, к организации средне- и крупнотоварных производств в растениеводстве и животноводстве, ориентированных на экспорт и крупные внутренние государственные закупки.
Нужно оказать государственное содействие, на возвратной, но льготной основе, обеспечению быстрого роста производительности труда и снижению себестоимости в сельском хозяйстве.
Важно экономическими методами нацелить крестьян на внедрение современных агротехнологий, развитие отраслей переработки сельхозпродукции, и создать казахстанскому производителю, как минимум, равные экономические условия с соседними странами.
Пришла пора усилить и серьезно улучшить государственный контроль и надзор над качеством продукции.
Правительство должно привести в порядок систему ветеринарного и санитарного надзора, борьбы с болезнями животных и растений, в корне улучшить работу со стандартами и технологическими нормами, быстро и последовательно приближая их к мировым.
Необходимо восстановить научное и информационное обеспечение села. Сельскохозяйственные институты должны работать в системе Минсельхоза, а Агентству по статистике пора бы всерьёз заняться проблемой первичной информации. Акимам же всех уровней необходимо оказать содействие в развертывании информационно-маркетинговой системы, которая пока функционирует только в 36 районах.
Правительство должно принять эффективные меры по расширению внешних рынков сбыта.
Оставляют желать лучшего работа по организации транспортных путей на внешние рынки, а также избыточные тарифные и нетарифные нагрузки на торговых путях.
Селу требуется более разветвленная финансовая сеть по представлению кредитных и финансовых услуг в виде различных институтов микрокредитования и взаимного кредитования.
Необходимо серьезно заняться страхованием сельхозпроизводства.
Правительство должно продолжить практику направления значительной части внешних займов на льготных и мягких условиях в сельское хозяйство, особенно по линии международных банков. Предстоит усилить возможности лизинговых центров, кредитных товариществ.
Четвертое. Я поручил Правительству уделить особое внимание социальной сфере.
И здесь важное место должна занять новая политика в отношении села. Эта политика развития перспективных регионов, естественно, нуждается в достаточном финансовом обеспечении.
Прежде всего, мы не должны мешать крестьянину, дать свободу в самостоятельном подъёме своего хозяйства, помочь в кредитовании, консалтинге, продаже продукции.
Бюджет этих трёх лет должен стать для села приоритетным. Из средств, направляемых в социальную сферу, особо выделять село: дороги и водоводы – прежде всего, для села; больницы – прежде всего, для нужд села; школы – прежде всего, для села. Поручаю Правительству и акимам ежегодно увеличивать в течение 2003-2005 годов объемы финансирования сельского образования, здравоохранения, средств на питьевую воду и на строительство и реконструкцию межобластных и межрайонных сельских автомобильных дорог на 10 млрд. тенге.
Но это должны быть обдуманно вложенные средства: к примеру, зачем строить новые школы в депрессивных местностях, где население сокращается. Надо в таких случаях строить школы-интернаты в перспективных районах и переводить в них детей. Это же касается и современных больниц.
Кроме того, в общем на развитие сельского хозяйства ежегодно необходимо дополнительно предусматривать до 8-10 млрд. тенге, начиная с 2003 года.
Я считаю стратегической задачей коренное изменение дел в системе образования. Ключевое значение для страны имеет значительное повышение статуса учителя, и, прежде всего, сельского. В первую очередь необходимо решить вопрос оплаты учительского труда.
Считаю возможным уже в этом году увеличить заработную плату учителям свыше 30%, а не на 25% как планировалось ранее.
Поручаю Правительству и акимам изыскать для этого необходимые финансовые источники.
Пятое. Миграционная стратегия, особые акценты на село и социальную сферу потребуют, по-видимому, определенной бюджетной децентрализации.
Но здесь и Правительству, и Парламенту необходимо проявить взвешенность и сдержанность до выработки модели расселения жителей села, имея в виду, что она неизбежно приведет и к определенному административно-территориальному переустройству на уровне сельских районов и округов.
И последнее. Необходимо принять целый комплекс мер по легализации собственности, а точнее, земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах и мелких предпринимателей.
Из-за того, что собственность этого круга людей нелегальна или полулегальна, надлежащим образ
Добавлено : 4.12.2013, 10:31, Изменено : 4.12.2013, 10:31