Опыт привлечения инвестиций и координации экономической политики на примере Малайзии, Брунея, Индонезии и Филиппин

Опыт привлечения инвестиций и координации экономической политики на примере Малайзии, Брунея, Индонезии и Филиппин

В Малайзии государственным органом, отвечающим за разработку и реализацию индустриальной и инвестиционной политики, является Министерство международной торговли и индустрии (МИТИ), которая имеет единую информационную базу по экспорту и импорту товаров.

МИТИ ежегодно проводит заседание с участием всех членов Правительства, других исполнительных органов и дипломатического корпуса в Малайзии.

Государственными органами, отвечающими за рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, являются подведомственные МИТИ - Малазийское агентство по промышленному развитию (MalaysianIndustrialDevelopmentAuthority - MIDA) и Малазийская корпорация развития внешней торговли (MATRADE), обеспечивая малазийских экспортеров необходимой информацией и консультациями, Корпорация помогает им лучше позиционировать свои товары и услуги на высококонкурентных глобальных рынках. MATRADE также имеет многочисленные представительства за рубежом.

Стратегия экономического развития, заложенная в III Промышленном генплане Малайзии на период 2006-2020 гг. и X Плане социально-экономического развития Малайзии на период 2010-2014 гг., предусматривает опережающий рост частных инвестиций в развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей (информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, высококвалифицированные услуги). С этой целью Правительством ведется работа по созданию благоприятного делового климата в стране, повышению роли малых и средних предприятий, укреплению партнерства между государственными и частными компаниями и привлечению прямых иностранных инвестиций. Приоритетное внимание в этих планах уделено вопросам технологической модернизации, привлечения «качественных инвестиций», развития научно-технического потенциала и творческого человеческого капитала, дальнейшей интеграции промышленности и сектора услуг Малайзии в региональную и глобальную производственную сеть.

Иностранные и внутренние инвестиции в Малайзии регулируются целым рядом законов и подзаконных актов, основными из которых являются Закон о промышленной координации 1975 г. (Industrial Coordination Act 1975), Закон о поощрении инвестиций 1986 г. (Promotion of Investments Act 1986), Закон о подоходном налоге 1967 г. (Income Tax Act 1967), Закон о компаниях 1965 г. (Companies Act1965), Закон о таможне 1967 г. (Customs Act1967), Закон о налоге с продаж 1972 г. (Sales Tax Act 1972), Закон об акцизном налоге 1976 г. (Excise Act 1976) и Закон о свободных зонах 1990 г. (Free Zones Act 1990).

Следует отметить полезную практику малазийских государственных органов по подготовке различных мероприятий. Так, ответственное структурное подразделение по организации мероприятия на этапе подготовительных работ создает т.н. онлайн группу в почтовой службе Интернета, куда включаются все представители других государственных органов задействованных подготовке мероприятия. Тем самым вся переписка осуществляется в группе, при этом исключается возможность быть не осведомленным по текущему состоянию дел по подготовке мероприятия. Вопросы, требующие более детального обсуждения, согласовываются на совещаниях с участием всех тех же участников группы. Данный подход минимизирует бюрократизацию, а также позволяет рационально использовать ресурсы.

Одним из основных государственных органов Брунея по развитию экономики, привлечению внешних и внутренних инвестиций, а также координации внешнеэкономической политики является Совет по экономическому развитию (Brunei Economic Development Board).  По данным Всемирного банка в 2009 году Совет вошел в число 4-х лучших государственных учреждений в мире занимающихся привлечением инвестиций. 

Совет был создан в 2001 году и возглавляется министром иностранных дел и торговли М.Болкиахом, который подотчетен Султану Брунея. В его обязанности входит обеспечение экономического роста, в том числе, развитие экономики по новым направлениям с учетом конкурентоспособных возможностей Брунея.

В последние годы Бруней-Даруссалам предпринимает активные меры по диверсификации экономики и развитию других секторов экономики, не связанных с нефтегазовой отраслью. Данное решение было продиктовано намерением уйти от зависимости экономики от экспорта углеводородов, и необходимостью поиска новых источников благосостояния и обеспечения дальнейшего экономического роста.

Основным документом в рамках реализации поставленных задач является национальная долгосрочная стратегия «Видение 2035», которая в свою очередь разделена на три направления, каждая из которых состоит из двух пятилетних планов. Согласно стратегии приоритетными областями развития определены промышленный сектор и сфера услуг, а также укрепление частного сектора и создание условий для его роста. Для исполнения указанного документа задействованы практически все государственные органы под руководством канцелярии Премьер-министра, в частности секретариата Старшего министра А.Биллаха. Еще одним не менее авторитетным государственным учреждением является Агентство по индустриальному развитию (BruneiIndustryDevelopment Authority) приМинистерствеиндустриииприродныхресурсовБрунея (MinistryofIndustryandPrimary Resources). Данный орган оперирует финансовыми средствами выделяемых в рамках планов развития, а также несет ответственность за стимулирование роста промышленности и коммерции, лицензирование, управление индустриальными зонами и технопарками.

Следует отметить опыт Индонезии в осуществлении координации работы государственных органов в экономическом направлении. Так, в структуре государственного аппарата с 1966 года действует институт министра-координатора экономики с соответствующим секретариатом. В настоящее время министром является влиятельная фигура Р.Хатта, которому подотчетны все государственные органы экономического блока. В свою очередь Министр подотчетен президенту. Задачей министра является межведомственная синхронизация и координация процесса планирования, подготовки и реализации политики в области экономики, осуществление контроля за выполнением поставленных задач, исполнение отдельных поручений президента.

Ключевым государственным органом Индонезии, занимающимся регулированием прямых инвестиций, является Комитет по координации капиталовложений. Инвестиции в лесное хозяйство, нефтегазовую, горнодобывающую промышленность, банковский сектор и страхование регулируются также соответствующими министерствами и государственными институтами.

Основным документом, определяющим будущий вектор экономического развития страны стал Генеральный план по ускорению экономического роста Индонезии до 2025 года. Посредством реализации Генерального плана, Индонезия намерена стать одним из хабов продовольственной безопасности, сельского хозяйства, рыболовства, глобальной логистики, а также добычи и обработки природных ресурсов.

Основным органом по межведомственной координации по развитию экономического сотрудничества на Филиппинах является Национальный совет экономики и развития (NationalEconomyDevelopmentAuthority), основанный в 1973 году. Данный орган входит в состав Правительства и является независимым. Совет отвечает за экономическое развитие, планирование, а также ведет общую координацию экономической и социальной политики. Отличительной особенностью данного совета является то, что все решения совета являются обязательными для исполнения для всех государственных органов страны. Председателем Совета является президент Филиппин, заместителем Председателя – секретарь (министр) социально-экономического планирования. В состав совета входят секретари финансов, торговли и промышленности, сельского хозяйства, окружающей среды и природных ресурсов, общественных работ и дорог, бюджета и управления, труда и занятости, внутренних дел и местного самоуправления, здравоохранения, иностранных дел и прочих государственных органов социального блока.

В рамках совета работают шесть межведомственных комитетов: комитет по координации бюджетной политики и развитию; комитет по инфраструктуре; инвестиционный координационный комитет; комитет социального развития; комитет по тарифам; региональный комитет по развитию; национальный комитет по землепользованию. Совет имеет свой постоянно действующий секретариат.

Исходя из опыта вышеназванных стран можно сделать вывод, что вопросу межведомственной координации экономической политики указанные страны придают важное значение. В частности прослеживается тенденция внедрения различных программных документов по развитию экономики, в рамках реализации которого мобилизуются ресурсы соответствующих государственных учреждений.

ПРК в Малайзи

Добавлено : 6.12.2013, 12:08, Изменено : 5.02.2014, 11:53