Об опыте Германии в сфере внешнеэкономической деятельности

Развитие внешнеэкономических связей является одним из важнейших приоритетов Германии. Хорошей предпосылкой для реализации намеченных задач служит надежная нормативно-правовая база, регулирующая внешнеэкономические отношения Германии и защищающая ее экономические интересы.

Согласно статье 73 Конституции ФРГ, Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией в вопросах внешних сношений, валютного регулирования, таможенного и торгового единства территории, договоров о торговле и судоходстве, свободы товарного обращения, товарооборота и платежных расчетов с зарубежными странами, включая вопросы таможенной и пограничной охраны.

Однако следует заметить, что в соответствии со статьей 23 Основного закона в его новой редакции, Федерация вправе, сохраняя в соответствии со статьей 79 свою конституционную основу, передавать Европейскому Союзу отдельные полномочия в сфере законодательства. Таким образом, сегодня правовое регулирование общественных отношений в Германии осуществляется как нормативными актами, принятыми государственными органами ФРГ, так и правовыми предписаниями, издаваемыми органами ЕС в соответствии с обусловленной компетенцией.

При этом, в отличие от рамочных предписаний или директив, требующих имплементации, распоряжения или регламенты Европейского Союза рассматриваются в качестве неотъемлемой части национального права и имеют прямое действие. Можно выделить следующие две группы основных нормативных актов, регулирующих порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в ФРГ:

1)     Нормативно-правовые акты, принятые органами Европейского Союза:

ТаможенныйКодекс (Zollkodex - ZK, Verordnung (EWG) Nr. 2913/92 des Rates zur Festlegung des Zollkodex der Gemeinschaften vom 12.10.1992);

ПостановлениеобисполненииТаможенногоКодекса (ZK-DVO, Verordnung (EWG) Nr. 2454/93 der Kommission mit Durchführungsvorschriften zu der Verordnung (EWG) Nr. 2913/92 des Rates zur Festlegung des Zollkodex der Gemeinschaften vom 02.07.1993);

Постановлениеобосуществлениитаможеннойочистки (Zollbefreiungsverordnung, Verordnung (EWG) Nr. 918/83 des Rates über das gemeinschaftliche System der Zollbefreiung vom 28.03.1983);

ЕдиныйТаможенныйтарифЕвропейскогоСообщества (Gemeinsamer Zolltarif der Europäischen Gemeinschaften);

2) Нормативно-правовые акты принятые государственными органами Германии:

Закон о внешнеэкономической деятельности от 28.04.1961 с последующими изменениями и дополнениями (Außenwirtschaftsgesetz - AWG vom 28.04.1961 (BGBlIS. 481, 495, 1555), TextnachweisGeltungab: 31.05.1987);

ПостановлениеобисполненииЗаконаовнешнеэкономическойдеятельности (Verordnung zur Durchführung des Außenwirtschaftsgesetzes in der Fassung der Bekanntmachung der Außenwirtschaftsverordnung vom 22.11.1993 (BGBl. I S. 1934, 2493) вредакцииот 22.11.1993, последниеизменениявнесеныПостановлениемовнешнеэкономическойдеятельностиот 16.12.2002 (letzte Änderung durch Achtundfünfzigste Verordnung zur Änderung der Außenwirtschaftsverordnung vom 16.12.2002 (BAnz. S 26 497);

Закон о таможенном управлении от 21.12.1992 (Zollverwaltungsgesetz - ZollVGvom 21. Dezember 1992);

Постановлениеотаможнеот 12.10.1992 (die zu seiner Durchführung erlassenen Zollverordnung - ZollV vom 23.12.1993 Rates zur Festlegung des Zollkodex der Gemeinschaften vom 12.10.1992),регулирующеепорядокприменениенормТаможенногоКодексаЕС;

Закон о налоге с оборота от 26.11.1979, последние изменения от 01.09.2002 (Umsatzsteuergesetz vom 26. November 1979 (BGBl I 1979, 1953), zuletzt geändert durch Art. 1 G v. 1. 9.2002 I 3441);

Постановление об исполнении Закона о налоге с оборота от 21.12.1979, последние изменения от 20.12.2001 (Umsatzsteuer- Durchführungsverordnung vom 21.12.1979 (BGBlI 1979, 2359), zuletztgeändertdurchArt. 19 Gv. 20.12.2001 I 3794) и ряд других.

Закон о ВЭД ФРГ устанавливает, что оборот товаров, услуг, капитала, осуществление расчетных операций и иные экономические отношения с иностранными государствами являются в принципе свободным, за исключением ограничений, которые содержатся в самом Законе. Также они устанавливаются постановлениями Правительства, и подлежат применению в соответствии с международными договорами или правовыми предписаниями международных организаций, участницей которых является ФРГ. На этом основании сделки в области ВЭД могут быть запрещены или осуществляться с предварительного разрешения госорганов.

Ограничения устанавливаются госорганами ФРГ для обеспечения безопасности, свободной конкуренции, создания необходимых условий для выполнения обязательств, вытекающих из межгосударственных соглашений.

Основная роль по осуществлению контроля в сфере внешней торговли принадлежит Федеральной службе по экономике и экспортному контролю (BAFA). По ряду специальных вопросов определенной компетенцией обладают также Федеральное министерство экономики, Федеральное министерство труда, Федеральное министерство по вопросам защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства, Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития, Федеральное министерство финансов, а также Немецкий федеральный банк.

В настоящее время структура немецкой экономики вынуждает Германию искать новые рынки сбыта. В последние годы, в результате международной специализации и научно-технического прогресса, в экспорте Германии можно выделить тенденции роста доли машин, оборудования и транспортных средств при одновременном снижении удельного веса сырья и топлива.

Свыше 70% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. В 2011 году экспорт Германии составил 1,06 трлн. евро (+11,4%), импорт – 0,9 трлн. (+13,2%). Таким образом, положительное сальдо внешней торговли в 158 млрд. евро поддержало и рынок труда, а также обслуживание заимствований. В то же время в 2011 году снизился экспорт из Германии в такие страны как Португалия, Испания и Греция. По мнению экспертов, финансовые проблемы этих стран вместе с общим кризисом еврозоны уже приводит к снижению экспортных возможностей ФРГ в еврозоне.

Положительные результаты во внешнеэкономической деятельности Германии достигнуты в Восточной и Центральной Европе, т.е. вне еврозоны. Экспорт в указанные страны вырос почти на 14%, а в Россию – на 30%. Экспорт немецких товаров в Китай вырос на 21%, в Индию – на 17,5%. В структуре немецкого импорта Китай сегодня занимает первое место, одновременно оставаясь четвертым по величине рынком сбыта немецких товаров. В целом, немецкий сбыт в Азии в течение последних трех лет вырос на 43%, а в Латинской Америке – на 21%.

Несмотря на уменьшающееся значение европейского рынка для Германии, он в ближайшие годы будет оставаться главным экономическим пространством для немецких товаров. Вместе с тем Германия планирует активизацию экспортной деятельности на рынках развивающихся стран. Следует ожидать попытки создания международных институтов на этих направлениях, укрепления двусторонних связей с будущими выгодными партнерами немецкой экономики.

Правительство Германии осуществляет политику содействия развитию экспорта по трем основным направлениям: стимулирование экспорта через систему коммерческих банков; меры по расширению экспортных гарантий и поручительств; контроль за соблюдением условий предоставления экспортных кредитов в части минимальных процентных ставок, минимальных первоначальных платежей и максимальных сроков предоставления экспортных кредитов.

Посольство РК в ФРГ

Добавлено : 6.12.2013, 12:54, Изменено : 5.02.2014, 11:43