​Anuar Ayazbekov "Institute of Diplomacy of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan: Yesterday. Today. Tomorrow"

Anuar AYAZBEKOV,

PhD, Director of the Institute of Diplomacy

Institute of Diplomacy of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan: Yesterday. Today. Tomorrow

With the rapidly-changing geopolitical and geo-economic environment, Kazakhstan's diplomatic service faces an array of new challenges and opportunities. To adequately and timely respond to them, the diplomatic corps must have a multidisciplinary combination of knowledge and skills in public policy, economics, diplomacy, PR, analytics and international relations.

Kazakhstan promotes an active foreign policy agenda and has made tangible progress in foreign policy by setting new goals. In this regard, the Institute of Diplomacy is to become one of the key elements of the training and career development of Kazakh diplomats.

Guided by this mission, the institute is now transforming into a professional diplomatic school. At this stage, the institute makes every effort to preserve, on the one hand, the continuity and traditions of this unique institution, and, on the other hand, to introduce international practices in the educational process.

A brief historical overview. The Institute of Diplomacy traces its history to September 1996, when the Higher Diplomatic School of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan was established by the government decree. Subsequently, the school was renamed the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan and joined the single system of diplomatic service agencies of the country. In October 2000, the Diplomatic Academy became part of the L.N. Gumilyov Eurasian State (now National) University. Myrzatay Zholdasbekov, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary, PhD in philology and professor, became the first rector of the academy.

At the last stage of restructuring, in accordance with the Presidential Decree of May 31, 2005, the Diplomatic Academy became part of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan as the Institute of Diplomacy.

From 2006 to 2012, Tuleutay Suleimenov, first Minister of Foreign Affairs of the independent Kazakhstan, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary, PhD in political science and academician, was the Head of the Institute of Diplomacy. Now, Suleimenov continues sharing his rich diplomatic experience with the younger generation as a professor at the institute.

Since the establishment of the Institute of Diplomacy, 559 students have graduated with Master's and PhD degrees, as well as completed advanced training. A great many renowned diplomats, politicians and statespersons are alumni of the institute: Azamat Abdraimov, Aidar Arifkhanov, Madi Atamkulov, Yersultan Bekturganov, Ruslan Bultrikov, Yergali Egemberdy, Beibit Issabayev, Arman Kyrykbaev, Ardak Madiyev, Akan Rakhmetullin, Nurbakh Rustemov, Adil Tursunov, Kuatzhan Ualiyev, Kairbek Uskenbayev and Nurlan Zhanabilov.

Today, the Institute of Diplomacy is the only specialised institution in Kazakhstan that trains professional diplomatic and international relations specialists.

Students mostly include diplomats and public officers working with foreign counterparts, as well as foreign diplomats and citizens of Tajikistan, Georgia and Mongolia holding United Nations Development Programme (UNDP) grants.

In fact, the Institute of Diplomacy fills the gaps in the professional training in 6M020200-International Relations of bachelors who have graduated from various national universities and, in accordance with the requirements of the customers represented by the Ministry of Foreign Affairs and other state agencies, raises the level of professional training of diplomats, as well as public officers involved in international cooperation.

The institute combines the two most common models of diplomatic schools. The first model focuses on the organisation of higher education (department or faculty of the university) aimed at academic Master's and PhD programmes. The second model is based on the diplomatic academy under the Foreign Ministry, which centres on the practical advanced training of diplomats. Until recently, there was a certain imbalance in the Institute of Diplomacy in favor of theory.

In order to balance the two models and ensure the mutual enrichment of academic programmes and short-term courses with human and organisational resources, training programmes at the institute were restructured in 2017, taking into account the world's best practices in the organisation and functioning of diplomatic academies and schools. To that effect, the programmes and methods of activity management of the Vienna Diplomatic Academy, the Estonian School of Diplomacy, the Emirates Diplomatic Academy, the British Centre for Political and Diplomatic Studies and the diplomatic academies of the foreign ministries of Brazil, Great Britain, Kyrgyzstan, and Ukraine were studied.

The duration of the Master's programme was reduced from two years to one year. Thus, the entire programme and syllabuses are adapted to one-year training, which implies a wide coverage in a short time. In accordance with this task, the following disciplines are taught at the institute: foreign policy analysis; geographical and functional priorities of the Republic of Kazakhstan; diplomatic, consular service, state protocol, world economy and foreign economic priorities of the Republic of Kazakhstan; methods and design of research; modern international relations and world politics; diplomacy and media.

In order to take into account the interests of the Foreign Ministry as the main client of the institute, curricula, topics of Master's and PhD theses, programmes of examinations and entrance examinations are considered and approved by the Ministry of Foreign Affairs.

Along with this, orientation programmes are developed for those who just joined the diplomatic service and for public officers to be posted abroad for the first time. These courses are an addition and, in some cases, an alternative to the existing practice of retraining and advanced training of diplomatic service officers.

The institute reconsidered the approaches to foreign internship. In the recent past, Master's students were sent to foreign diplomatic academies as part of the internship. Today, internships take place in Kazakh embassies and diplomatic missions abroad. The Foreign Ministry provides invaluable assistance to the institute in this regard.

A distinctive feature of the educational process is instruction in the state language; individualised training, i.e. focused instruction of small groups of students in English, French, and Spanish.

The institute faculty consists of international relations specialists with extensive experience in teaching international disciplines. Special courses are taught by ambassadors-at-large and heads of structural units of the Ministry of Foreign Affairs of Kazakhstan, leading experts and experienced practitioners in politics and economics. Currently, the institute has 21 professors, including three doctors of science, two PhDs and seven candidates of science. Seven employees of the institute have diplomatic ranks, including one holding the rank of Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary.

The national and foreign diplomatic corps accredited in Kazakhstan give regular guest lectures during the Ambassador Hour.

The staff and students of the institute, in cooperation with foreign partners, actively participate in organising and holding conferences, workshops and trainings on various topics in diplomacy and international relations.

In summary, training and continuous career development of public officers, promotion of foreign policy and foreign economic interests of Kazakhstan remain the institute's priority. The Institute of Diplomacy makes a significant contribution to develop the Kazakh diplomatic service and provide Kazakhstan's diplomacy with qualified human resources.

As for the prospects and further evolution of the Institute of Diplomacy, the institute's transformation into a modern and prestigious, professional, up-to-date diplomatic school that adapts its programmes to Kazakhstan's current foreign policy agenda and the proactive stand of the country in the international arena seems like a logical way that correlates with the world trends in diplomatic education.



Created at : 12.04.2018, 20:00, Updated at : 12.04.2018, 20:00

Ануар Аязбеков "Институт дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан: Вчера. Сегодня. Завтра."

Ануар АЯЗБЕКОВ,

PhD, Директор Института дипломатии

Институт дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан: Вчера. Сегодня. Завтра.

В динамично меняющихся геополитических и геоэкономических условиях дипломатическая служба Казахстана сталкивается с массивом новых вызовов и возможностей. Для адекватного и своевременного реагирования на них дипломатический корпус должен обладать мультидисциплинарной комбинацией знаний и навыков в области государственной политики, экономики, дипломатии, PR, аналитики и международных отношений.

Казахстан продвигает активную внешнеполитическую повестку и достиг существенных успехов во внешней политике, ставя перед собой новые задачи. В этой связи Институту дипломатии предстоит стать ключевым элементом подготовки и повышения квалификации казахстанских дипломатов.

Исходя из этой миссии, Институт сегодня проходит этап трансформирования в профессиональную дипломатическую школу. На этом пути коллектив Института прилагает максимум усилий, чтобы, с одной стороны, сохранить преемственность и традиции этого уникального заведения, а с другой – внедрить в учебный процесс передовые международные практики.

Небольшой исторический экскурс. Институт дипломатии ведет свою историю с сентября 1996 года, когда постановлением Правительства была создана Высшая дипломатическая школа Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Впоследствии Школа была переименована в Дипломатическую академию МИД РК и вошла в единую систему органов дипломатической службы республики. В октябре 2000 года Дипломатическая Академия была присоединена к Евразийскому Государственному (ныне Национальному) университету им. Л.Н. Гумилева. Первым ректором Академии являлся Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор филологических наук, профессор Мырзатай Жолдасбеков.

На последнем этапе реорганизации, в соответствии с указом Президента от 31 мая 2005 года, Дипломатическая академия была присоединена к Академии государственного управления при Президенте РК в статусе Института дипломатии.

В период с 2006-2012 гг. Институтом дипломатии руководил первый Министр иностранных дел Независимого Казахстана, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор политических наук, академик Тулеутай Сулейменов. Сейчас академик Сулейменов продолжает передавать свой богатейший дипломатический опыт молодому поколению в должности профессора Института.

За весь период существования Институтом дипломатии было подготовлено на программах магистратуры, докторантуры и курсах повышения квалификации 559 человек. Целая плеяда известных дипломатов, политиков и государственных деятелей является alumni института – Абдраимов А.С., Арифханов А.А., Атамкулов М.Б., Бектурганов Е.У., Бультриков Р.И., Егемберды Е.К., Жанабилов Н.Е., Исабаев Б.О., Кырыкбаев А.О., Мадиев А.Е., Рахметуллин А.А., Рустемов Н.Т., Турсунов А.К., Уалиев К.С., Ускенбаев К.А.

Сегодня Институт дипломатии – это единственное в Казахстане специализированное учреждение, осуществляющее подготовку профессиональных дипломатических кадров и специалистов в области международных отношений.

Контингент слушателей состоит из сотрудников казахстанского дипломатического корпуса, других госорганов, вовлеченных в деятельность с зарубежными контр-партнерами, а также граждан Таджикистана, Грузии, Монголии, обучающихся по грантам ПРООН.

По существу, Институт дипломатии восполняет пробелы в профессиональной подготовке бакалавров по специальности «6М020200-Международные отношения», выпущенных различными отечественными вузами, и, в соответствии с требованиями заказчика в лице внешнеполитического ведомства и других госорганов, повышает уровень профессиональной подготовки дипломатов, а также представителей государственных органов, занятых в сфере международного сотрудничества.

Институт совмещает в своей деятельности две наиболее распространенные модели дипломатических школ. В центре первой модели стоит организация высшего образования (кафедра или факультет вуза), которая нацелена на подготовку студентов по академическим программам магистратуры и докторантуры. Вторая модель базируется на дипломатической академии при внешнеполитическом ведомстве, которая нацелена на практико-ориентированные курсы повышения квалификации дипломатов. При этом, до недавнего времени, в Институте дипломатии наблюдался определенный дисбаланс в пользу академического уклона.

Для того чтобы сбалансировать две модели и обеспечить взаимообогащение академических программ и краткосрочных курсов кадровыми и организационными ресурсами, в прошедшем, 2017 году были перестроены учебные программы Института с учетом передового мирового опыта организации и функционирования дипломатических академий и школ. С этой целью были изучены программы и методы организации работы Венской дипломатической академии, Эстонской дипломатической школы, Дипломатической академии Эмиратов, британского Центра политических и дипломатических исследований, дипломатических академий при МИДах Бразилии, Британии, Кыргызстана и Украины.

Продолжительность программы магистратуры сокращена с двух лет до одного года. Таким образом, вся программа и силлабусы адаптированы к условиям одногодичного обучения, что подразумевает широкий охват материала в сжатые сроки. В соответствии с этой задачей предусмотрено преподавание дисциплин «Внешнеполитический анализ», «Географические и функциональные приоритеты РК», «Дипломатическая, консульская служба, государственный протокол», «Мировая экономика и внешнеэкономические приоритеты РК», «Методы и дизайн исследований», «Современные международные отношения и мировая политика», «Дипломатия и СМИ».

С целью учета интересов внешнеполитического ведомства как основного клиента Института, учебные программы, тематики магистерских и докторских диссертаций, программы экзаменов, вступительных экзаменов направляются на рассмотрение и согласование в МИД.

Наряду с этим, разрабатываются программы ориентационных курсов для впервые поступающих на дипломатическую службу и для государственных служащих, впервые выезжающих в длительные заграничные командировки. Данные курсы являются дополнением и, в некоторых случаях, альтернативой существующей практике переподготовки и повышению квалификации госслужащих из числа персонала дипломатической службы.

В Институте были пересмотрены подходы к зарубежной стажировке. Если в недавнем прошлом слушатели программы магистратуры в рамках стажировки направлялись в зарубежные дипломатические академии, то сегодня стажировка проходит на базе казахстанских посольств и дипломатических представительств везде, где развевается флаг республики. В этом неоценимую помощь Институту оказывает внешнеполитическое ведомство.

Особенностью учебного процесса является подготовка дипломатических специалистов на государственном языке, индивидуализация обучения, т.е. целенаправленное обучение малочисленных групп слушателей английскому, французскому, испанскому языкам.

Профессорско-преподавательский состав ИД состоит из специалистов-международников, имеющих большой опыт преподавания международных дисциплин. Специальные курсы читают послы по особым поручениям и руководители структурных подразделений МИД РК, ведущие эксперты из научно-исследовательских организаций и опытные практики в сфере политики и экономики. В настоящее время в Институте преподает 21 человек, из них 3 доктора наук, 2 доктора PhD, 7 кандидатов наук. Дипломатические ранги имеют 7 сотрудников Института, в том числе 1 ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

В рамках Посольского часа на постоянной основе проводятся гостевые лекции отечественного, а также зарубежного дипломатического корпуса, аккредитованного в Казахстане.

Коллектив и слушатели Института в сотрудничестве с иностранными партнерами активно участвуют в организации и проведении конференций, семинаров и тренингов по различным темам в сфере дипломатии и международных отношений.

Резюмируя можно сказать, что приоритетной задачей Института остается подготовка и постоянное повышение квалификации государственных служащих, продвигающих внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Казахстана. Институт дипломатии вносит свой существенный вклад в развитие казахстанской дипломатической службы и обеспечение казахстанской дипломатии квалифицированным кадровым ресурсом.

Если же говорить о перспективах и дальнейшей эволюции Института дипломатии, то логичным и коррелирующим с мировыми тенденциями развития дипломатического образования представляется путь трансформации Института в современную и престижную профессиональную дипломатическую школу, отвечающую всем требованиям сегодняшнего дня и легко адаптирующую свои программы к актуальной внешнеполитической повестке Казахстана и активной позиции страны на международной арене.

Добавлено : 12.04.2018, 20:00, Изменено : 12.04.2018, 20:00