Мурат Баймуханбетов. Состояние и перспективы создания «сухого порта» на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»

Мурат БАЙМУХАНБЕТОВ,

Генеральный директор

СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»

Состояние и перспективы создания «сухого порта» на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»

СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Разгрузка контейнеров.

Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» является частью территории Республики Казахстан, с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим СЭЗ для осуществления приоритетных видов деятельности (Закон РК «О специальных экономических зонах» № 469-IV от 21 июля 2011 года).

АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» рассматривается как стратегический объект для создания международного логистического хаба, соединяющего Китай, Центральную Азию, Средний Восток и Европу.

Общая территория СЭЗ составляет 4 591,5 га и включает в себя три ключевые зоны – логистическую и индустриальную зону, а также транспортно-логистический комплекс «сухой порт».

В ноябре 2016 года введены в эксплуатацию основные объекты инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» (складские помещения, административное здание, торговые зоны и т.д., всего 108 объектов). Стоимость строительства инфраструктуры составила 36,8 млрд. тенге. С момента ввода в эксплуатацию общая сумма освоенных частных инвестиций достигла около 40 млрд. тенге.

«Сухой порт» является ключевым звеном СЭЗ и обеспечивает ее связь со станцией Алтынколь, основной задачей которой является обслуживание международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».

«Сухой порт» работает по тому же принципу, что и морской порт. Только грузы в контейнерах доставляются не паромами, а поездами. Контейнеры разгружаются, складируются и формируются по направлениям. Они доставляются разными железнодорожными платформами из Китая, затем они перегружаются на казахстанские платформы или на автомобильный транспорт, по которым/которые везут груз дальше в Казахстан, Россию, Среднюю Азию и в Европу.

В логистической зоне порта логистическими компаниями либо непосредственно производителями товаров строятся складские помещения. На территории зоны складированы контейнеры с грузами – одеждой, электроникой, строительными материалами и другим товарами, поступающими из «сухого порта», которые далее автомобильным транспортом распределяются по направлениям в соответствии с инструкцией заказчика.

В индустриальной зоне ведутся строительно-монтажные работы промышленных объектов. Доставляемое сырье, материалы, запчасти, компоненты, полуфабрикаты для производства готовой продукции освобождаются от оплаты таможенных платежей. Готовая продукция при продаже в страны Евразийского экономического союза не будет облагаться пошлинами в случае заключения специального инвестиционного контракта (СИКа) с Министерством по инвестициям и развитию РК, если же в составе готовой продукции будет импортная составляющая, то при реализации в странах ЕАЭС участники СЭЗ освобождаются от уплаты импортной пошлины. Это – отличное решение для производителей, которые планируют реализацию продукции на рынке ЕАЭС. Казахстан также будет иметь свою выгоду – в нашей стране будут открываться новые рабочие места и значительно расширится внутренний рынок.

В АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» определены следующие приоритетные виды деятельности:

-складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;

-производство продуктов питания;

-производство кожаной и относящейся к ней продукции;

-производство текстильных изделий;

-производство неметаллической минеральной продукции;

-производство продуктов химической промышленности;

-производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;

-производство машин и оборудования, не включенных в другие категории;

-строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления приоритетных видов деятельности;

-строительство зданий для организации выставок, музеев, а также складских и административных помещений.

Важной задачей для СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» является привлечение инвесторов и инвестиций. На сегодняшний день портфель привлеченных инвестиций включает 14 проектов с графиками реализации до 2023 года общей стоимостью 485 млрд. тенге. В текущем году планируется освоить инвестиции на сумму свыше 58 млрд. тенге и ввести в эксплуатацию 5 торгово-инвестиционных проектов наших партнеров: ТОО «Заря ltd», ТОО «Феникс Фид Миллс», ТОО «East Gate Partners», ТОО «Hubei Kelison» и ТОО «KIF Warehouses».

Можно с уверенностью сказать, что СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» является одним из самых привлекательных и успешных СЭЗ, действующих на территории нашей страны. Это было достигнуто благодаря ряду факторов.

В первую очередь – это стратегическое месторасположение. Находясь в самом центре Великого Шелкового пути, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» играет ключевую роль в реализации плана по сотрудничеству и сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики. Сегодня путь из Востока на Запад через Хоргос является самым коротким и быстрым: товары, отправленные из Китая в Европу и из Европы в Китай по Новому шелковому пути, могут быть доставлены в течение 15 дней.

Второй фактор – это мультимодальность. Участники СЭЗ, помимо доставки грузов по ж/д линиям в «сухой порт», используют скоростную автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай», которая проходит через территории СЭЗ. Например, груз может быть доставлен на территорию СЭЗ по ж/д линиям и перегружен на грузовые автомобили либо наоборот и дальше направлен в свое место назначения.

Третий фактор – это преференции и привилегии, которые государство предоставляет участникам СЭЗ. А именно:

-освобождение от земельного налога;

-освобождение от налога на имущество;

-освобождение от корпоративного подоходного налога;

-бесплатная аренда земельных участков для участников СЭЗ до 2035 года;

-освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации товаров, потребляемых между участниками СЭЗ;

-освобождение от таможенных пошлин. При этом в случае подписания специального инвестиционного контракта импортное сырье в составе готовой продукции также освобождается от таможенных пошлин.

В рамках повсеместной цифровизации рынков нами создана информационная система «NOMAD», которой нет аналогов в стране. ИС «NOMAD» – это прозрачная электронная система контроля и сбора данных для всех участников процесса, предупреждающая коррупцию.

Основная функция ИС «NOMAD» заключается в обеспечении связи между всеми заинтересованными лицами, а также автоматизировании ежедневных бизнес-процессов в СЭЗ. Фактически было создано электронное отражение СЭЗ. На данной платформе работают и взаимодействуют между собой все участники логистического процесса.

ИС «NOMAD» начинает считывать информацию при въезде транспорта, затем собирает всю информацию по пути следования и на выходе выдает электронный журнал для таможни с данными по габаритам и весу транспортного средства, радиационному контролю и т.д. В данный момент ведутся работы по интеграции в мировую систему портов. Это необходимо для обеспечения безопасной цепи поставок и решения проблем простоя транспорта на границах путем активного внедрения технологий «Green Customs – Зеленая таможня», основанных на электронном документообороте.

ИС «NOMAD» единственная система в стране, которая позволяет упростить и ускорить работу всех участников СЭЗ, участников логистического процесса, повышает скорость работы контрольно-пропускных пунктов и скорость получения необходимых услуг при ввозе товаров. Также система обеспечила автоматизацию бизнес-процессов, время досмотровых процедур снижено с 24 часов до 30 минут.

В рамках подписанного соглашения с Dubai Trade предусмотрена интеграция ИС «NOMAD» с информационной Системой Портовой Коммуникации (Port Community System), которая объединяет участников международной логистической цепочки и представлена в 77 терминалах на 6 континентах мира (порты, терминалы, шиппинговые (shipping) и транспортные компании). Важно отметить, что ИС «NOMAD» была полностью разработана сотрудниками СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

15 июня 2017 года в рамках Астанинского экономического форума подписан Меморандум между АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», Комитетом государственных доходов Министерства финансов и DP World о внедрении системы портового сообщества «Kazakh Trade» в Казахстане. DP World является одним из крупнейших мировых портовых операторов и основным консультантом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Система портового сообщества представляет собой электронную платформу, которая соединяет множество систем, управляемых различными организациями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность. Это позволит предотвратить бюрократические процедуры для участников внешнеэкономической деятельности, связанные с получением груза – физическое отбивание порогов всех контролирующих органов, включая СЭС, ветеринарную, пограничную, таможенную службы и т.д.

На сегодняшний день ведется работа по созданию совместного предприятия между СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и Dubai Trade. Целью создаваемого СП является внедрение и последующая эксплуатация системы портового сообщества «Kazakh Trade» в Казахстане. Общий объем первоначальных инвестиций составляет 8,4 миллиона долларов, будут созданы дополнительные рабочие места, где приоритет будет отдаваться отечественным специалистам.

Первоначально планируется внедрение данной системы в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», на станции Достык и в Актауском морском порту на Каспии, тем самым создавая транспортный коридор между Восточными и Западными вратами Казахстана для беспрепятственного прохождения транспорта и грузов. Далее планируется интегрировать остальные транспортные центры нашей страны и обеспечить выход на международный уровень с присоединением Казахстана к Международной ассоциации систем портового сообщества, объединив восточные и западные страны Евразии.

В текущем году на СЭЗ будет дополнительно создано свыше 200 постоянных рабочих мест. К 2023 году планируется создать свыше 3 тысяч постоянных рабочих мест, к 2030 году – свыше 10 тысяч.

Развитие транспортной инфраструктуры и транзитно-транспортных путей по территории Казахстана с Запада на Восток и обратно имеет стратегическое значение для нашей страны как в политическом, так и экономическом измерениях, а также определяет нашу конкурентоспособность на международной арене. Согласно опубликованному исследованию LPI (Logistics Performance Index) – индекс Всемирного банка, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровнях – Казахстан улучшил свою позицию в логистике и занял 71-е место среди 160 стран мира в 2018 году, поднявшись на 6 позиций по сравнению с 2016 годом.

Добавлено : 14.09.2018, 17:30, Изменено : 14.09.2018, 17:30