Кайрат Сарыбай "Политика разоружения как важный ресурс казахстанской дипломатии"

Кайрат САРЫБАЙ,

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Австрии,

Постоянный представитель Республики Казахстан при международных организациях в Вене

Политика разоружения как важный ресурс казахстанской дипломатии

Брифинг для СМИ в рамках участия в Саммите по ядерной безопасности. Вашингтон, 1 апреля 2016 г. (Akorda.kz)

Республика Казахстан заслужила репутацию надежного, предсказуемого партнера, последовательного сторонника построения более безопасного мира на основе равноправия и широкого диалога. Инициативы Главы государства – Президента Нурсултана Назарбаева – высоко оцениваются международным сообществом.

В копилке достижений нашей страны: реализованные интеграционные инициативы в Евразии, созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также успешное председательство в ОБСЕ в 2010 году, в ОИС в 2011-2012 годах и в Совете Безопасности ООН в январе 2018 года.

Но, вне всякого сомнения, наибольшую известность и авторитет в мире Казахстан приобрел благодаря своей твердой приверженности и активному участию в глобальном процессе ядерного разоружения. Можно без всякого преувеличения сказать, что политика ядерного разоружения стала своеобразным брендом, благодаря которому Казахстан знают в самых дальних уголках мира.

Как известно, Нурсултан Назарбаев лично внес первый и наиболее крупный вклад в процесс ядерного разоружения, когда в 1991 году своим Указом закрыл Семипалатинский полигон –один из крупнейших ядерных испытательных полигонов в мире.

В дальнейшем Казахстан не только отказался от обладания ядерным оружием, но и полностью разоружил четвертый в мире по мощности ядерный потенциал, которым по праву обладал после распада СССР и обретения независимости в 1991 году.

На Семипалатинском полигоне была ликвидирована инфраструктура ядерных испытаний, включая почти 200 туннелей и штолен. Было уничтожено или вывезено с территории страны 1040 ядерных боеголовок мощностью одна мегатонна каждая, 104 межконтинентальных баллистических ракет СС-18, 40 тяжелых бомбардировщиков ТУ-95, оснащенных крылатыми ракетами Х-55 с 370 тактическими ядерными зарядами. Было уничтожено 148 шахтно-пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет.

Казахстан с этого момента, по меткому выражению Президента Нурсултана Назарбаева, стал «эпицентром мира». Пожалуй, трудно найти другую страну, которая предложила бы международному сообществу столько идей и инициатив, направленных на достижение безъядерного мира.

Многие из инициатив Главы государства на сегодня уже реализованы, другие находятся на стадии реализации. Некоторые идеи устремлены в будущее и потребуют неустанных усилий для их достижения. Но все эти инициативы объединяет одно: реалистичность, прагматизм, стремление к сотрудничеству и искреннее беспокойство за будущее человечества.

Казахстан консолидирует свои усилия в вопросах разоружения с другими активными государствами мира, привлекает к этой работе политиков и парламентариев, ученых и общественных деятелей, простых людей, кому небезразлично будущее планеты.

***

Современному состоянию глобального процесса ядерного разоружения непросто дать однозначную оценку.

С одной стороны, ситуация несколько лучше, чем 30 лет назад. Почти в пять раз сократилось общемировое количество ядерных боеголовок – с 70 тысяч в 1982 году до примерно 15 тысяч в настоящее время. Значение американо-советских и американо-российских договоренностей об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 (1991) и СНВ-3 (2010) в снижении глобальной ядерной угрозы невозможно переоценить.

С другой стороны, арсеналов ядерного оружия, накопленных в мире, по-прежнему достаточно, чтобы несколько раз уничтожить жизнь на планете. Государства, обладающие ядерным оружием, несмотря на возражения всего остального мирового сообщества, продолжают его развивать и совершенствовать. И что еще более страшно – растет риск попадания этого оружия в руки террористов.

В своем Манифесте «Мир. XXI век», обнародованном в 2016 году, Президент Казахстана выразил глубокую обеспокоенность за будущее человечества: «Во второй половине XX века в результате успешных переговоров по ядерной безопасности были значительно сокращены ядерные арсеналы США и России. Пять ядерных держав объявили и придерживаются моратория на испытания атомного оружия. Угроза уничтожения планеты была существенно снижена. Теперь же мы наблюдаем эрозию всех этих достижений».

Мир, несмотря на предпринимаемые на глобальном и региональном уровнях усилия, не стал более предсказуемым и безопасным. Конфликтогенный потенциал на планете ощутимо возрос. Вызывают тревогу продолжающиеся региональные вооруженные конфликты, рост военных бюджетов, разработка новых видов вооружений, в том числе стратегических.

Процесс глобального ядерного разоружения переживает длительную стагнацию. Международное сообщество не может продвинуться в решении вопросов разоружения по причине отсутствия консенсуса и политической воли, а главное – дефицита взаимного доверия.

Об этом говорил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, выступая в Нью-Йорке на тематическом брифинге Совета Безопасности ООН «Нераспространение ОМУ: меры доверия» 18 января этого года: «Вопрос повышения взаимного доверия как между некоторыми странами, так и на глобальном уровне остается острым и становится все более актуальным. Меры доверия должны оставаться на повестке дня как важнейший элемент поддержания глобальной архитектуры безопасности, укрепления мира в масштабах всей планеты».

***

Основой процесса глобального ядерного разоружения и режима ядерного нераспространения, их краеугольным камнем является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Принятый в 1968 году, этот важнейший документ в текущем году отмечает свое пятидесятилетие.

Тогда, полвека назад, принятие ДНЯО стало судьбоносным решением, призванным остановить ядерное безумие, охватившее мир после Второй мировой войны и едва не приведшее к ядерному апокалипсису на волне так называемого «карибского кризиса» в 1962 году.

Политические лидеры того времени смогли осознать губительность ядерной гонки, в которую к концу 1960-х годов оказались вовлеченными многие страны мира. Главной идеей, которая была заложена в основание этого Договора, явилось стремление остановить процесс распространения ядерного оружия как в количественном измерении, так и по числу государств, обладающих им, и создать условия для постепенного и полного ядерного разоружения. В знаменитой статье VI ДНЯО пять «ядерных держав» (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) обязались «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению».

К сожалению, эрозию режима ДНЯО в полной мере предотвратить не удалось. Неконтролируемое расширение круга ядерных государств остается одной из наиболее серьезных угроз и в XXI веке. Ядерная военная программа КНДР впервые за многие десятилетия вновь привела мир на грань ядерного конфликта.

В связи с отсутствием прогресса в исполнении статьи VI ДНЯО неядерные страны все громче обвиняют «легальных» обладателей ядерного оружия – так называемую «ядерную пятерку» – в неисполнении своих обязательств. Ядерные страны подозреваются в стремлении к бессрочному обладанию ядерным оружием и сохранению своего монопольного, исключительного положения.

Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении в США перед представителями Фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative, NTI) в сентябре 2006 года заметил: «В мире сложилась парадоксальная ситуация, по существу противоречащая основным принципам международного права: одним разрешается иметь оружие и совершенствовать его, другим – запрещается иметь и даже разрабатывать. Это неправильно, несправедливо, непропорционально».

В свою очередь, государства, обладающие ядерным оружием, прежде всего ядерная «пятерка», рассуждают о целесообразности сохранения на данном этапе своих ядерных потенциалов как средства обеспечения безопасности своих стран и своих союзников. Они говорят о необходимости поддержания основанной на принципе «взаимного гарантированного уничтожения» «стратегической стабильности» – термина, который практически сошел на нет после окончания «холодной войны», но в последнее время все чаще звучит в выступлениях представителей ядерных держав.

Тезис «ядерных держав» о сохранении ядерного оружия, как факторе собственной безопасности, находит понимание у тех стран, кто не является обладателем ядерного оружия, но хотел бы его иметь. Они ставят разумный вопрос: если одни могут иметь ядерные арсеналы, чтобы обеспечить свою безопасность, то почему другие страны лишены этого права?

Доктрина ядерного сдерживания была сформулирована в эпоху «холодной войны». По-видимому, в ней было некое рациональное зерно, если на протяжении десятилетий, несмотря на немалое число конфликтных ситуаций, миру удалось избежать применения смертоносного оружия и погрузиться в пучину тотальной войны на уничтожение. Однако в условиях многополярного мира такая логика перестает работать.

Сегодня мы наблюдаем крайне тревожную тенденцию превращения ядерного оружия из средства глобального сдерживания (и, следовательно, обеспечения всеобщей безопасности) в средство регионального сдерживания, а в более широком смысле – решения региональных проблем. Угроза внезапного применения смертоносного оружия многократно возрастает. Это делает современный мир менее предсказуемым, а проблему применения ядерного оружия – более комплексной, зависящей теперь не столько от глобальных, сколько от локальных факторов. Это ярко иллюстрирует текущая ситуация вокруг Корейского полуострова.

Нужно прийти к пониманию: по-прежнему ли актуальна концепция ядерного сдерживания? И не является ли фактическое расширение «ядерного клуба» прямым следствием того, что обладание ядерным оружием рассматривается «новыми ядерными» странами как средство сдерживания, некий арсенал, призванный обеспечить безопасность против применения или угрозы применения ядерного оружия со стороны если не мировых ядерных держав, то соседей по региону, также обладающих или находящихся на грани обладания им?

Таким образом, главный вопрос, над которым стоит подумать, –является ли ядерное сдерживание гарантией безопасности человечества или уже в большей степени несет угрозу?

Президент Казахстана в сентябре 2006 года отметил: «Изжившая себя концепция безопасности посредством взаимного сдерживания ядерным потенциалом противоборствующих государств в полной мере доказала свою архаичность».

Позиция тех стран, которые полагают, что обладание ядерным оружием является абсолютной гарантией безопасности, представляется неоправданной.

Выступая на Международной конференции «От запрета ядерных испытаний к миру, свободному от ядерного оружия» в Астане 29 августа 2012 года, Глава государства отметил: «Ядерное оружие – самоубийственно для человечества. И с этой точки зрения стремление обладать военной ядерной мощью – это абсолютное кощунство».

Опыт Казахстана, добровольно отказавшегося от обладания ядерным оружием, наглядно показывает, что подлинные долгосрочные гарантии безопасности дает лишь устойчивое социально-экономическое развитие любого государства, мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами.

***

Наша страна считает, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был и остается краеугольным камнем международной безопасности, и отказ от него означал бы разрушение всей этой системы. Вместе с тем, Договор не в полной мере оправдывает возлагавшиеся на него надежды, оставаясь асимметричным и предусматривая санкции лишь к неядерным государствам. Он не содержит четких и ясных схем реагирования МАГАТЭ и ООН на факты нарушения государствами своих обязательств перед МАГАТЭ. Наконец, ДНЯО позволяет своим участникам без последствий выходить из числа подписантов. Все эти обстоятельства снижают эффективность и действенность Договора.

Казахстан неоднократно выступал с инициативами, направленными на укрепление режима ДНЯО. Осознавая наличие глубоких проблем, связанных с реализацией ДНЯО, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году, призвал ядерные державы продвигаться к миру, свободному от ядерного оружия, тем самым демонстрируя пример другим, а также предпринять меры по обеспечению эффективности ДНЯО и укреплению режима нераспространения ядерного оружия. «Необходимо, подчеркнул он, выработать четкие механизмы воздействия на страны-обладатели ядерного оружия, действующие вне рамок ДНЯО, и предотвратить выход государств из Договора. Нужно добиться безусловного выполнения его участниками своих обязательств, воплощенных в единстве трех фундаментальных составляющих: нераспространение, мирное использование атомной энергии и разоружение».

Если для предотвращения горизонтального распространения ядерного оружия сегодня выработаны более или менее эффективные меры контроля и соблюдения, то вертикальное распространение, то есть количественное наращивание ядерного оружия и его совершенствование, остается вне рамок контроля международного сообщества. Многие ядерные государства не скрывают, что занимаются модернизацией своих ядерных арсеналов.

В своей книге «Эпицентр мира», увидевшей свет в 2001 году, Президент Нурсултан Назарбаев выдвинул идею разработки нового универсального Договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия, который призван содействовать укреплению и обеспечению универсальности режима ДНЯО. Новый документ, который мог бы дополнить существующие договоренности в сфере нераспространения и разоружения, гарантировал бы неприменение «двойных стандартов» и в то же время предусматривал бы четкие обязательства сторон и механизмы применения санкций к его нарушителям.

Выступая на тематическом брифинге Совета Безопасности ООН «Нераспространение ОМУ: меры доверия» в Нью-Йорке 18 января этого года, Президент Казахстана предложил усложнить выход государств из ДНЯО, а также «выработать реально работающий механизм применения жестких мер против приобретения и распространения ОМУ», используя для этих целей инструментарий Совета Безопасности ООН.

Обеспокоенный отсутствием практических шагов в направлении ядерного разоружения, Глава государства на саммитах по ядерной безопасности в Вашингтоне в 2010 году и в Сеуле в 2012 году выступил с инициативой о принятии в рамках ООН в перспективе Всеобщей Декларации безъядерного мира, «в которой была бы зафиксирована решимость всех стран продвигаться к идеалам мира без ядерного оружия» и которая стала бы «важным шагом на пути к Конвенции по ядерному оружию».

Выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2015 года, он призвал сделать построение мира без ядерного оружия главной целью человечества в ХХI веке. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 23 декабря 2015 года инициированной Президентом Казахстана Всеобщей декларации о построении мира, свободного от ядерного оружия, стало важным шагом на пути выработки универсального, юридически обязывающего документа о запрещении ядерного оружия и его уничтожении.

В июле 2017 года 122 государства-члена ООН одобрили к подписанию Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). К сожалению, от участия в переговорном процессе воздержались страны-обладатели ядерного оружия. Тем не менее, новый Договор стал важным этапом на пути полного избавления человечества от ядерной угрозы.

Ранее, в 2006 году, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил: «Проблема всеобщего и глобального разоружения решится тогда и только тогда, когда ее будут решать не обладатели ядерного оружия, а все международное сообщество – как ядерные, так и неядерные государства». Сейчас мы являемся свидетелями начала этого процесса.

Казахстан не только стал одним из государств, поддержавших принятие ДЗЯО, но и активно участвовал в его разработке. Этот выбор не случаен. Мало найдется стран в мире, пострадавших от ядерного оружия в большей степени, чем многострадальная земля Казахстана.

На территории нашей республики с 1949 по 1991 годы прогремело 468 ядерных взрывов, из них 456 – на Семипалатинском ядерном полигоне. Их суммарная мощность эквивалентна 2500 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. От ядерных испытаний пострадало более 1,5 миллиона человек. Радиационное загрязнение поразило огромную площадь, примерно равную территории современной Германии. Последствия ядерных испытаний не преодолены до сих пор, они продолжают сказываться на здоровье людей. Таково трагическое наследие, доставшееся независимому Казахстану от эпохи ядерного противостояния СССР и США времен «холодной войны».

Мрачная дата 29 августа 1949 года, которая положила начало эре ядерного противостояния, день, когда на Семипалатинском полигоне прогремел первый советский ядерный взрыв, осталась в прошлом. 29 августа 1991 года Президент Нурсултан Назарбаев подписал ставший теперь историческим Указ о закрытии ядерного полигона. Сейчас 29 августа по инициативе нашей страны отмечается во всем мире как Международный день действий против ядерных испытаний, в декабре 2009 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла соответствующую резолюцию.

Нурсултан Назарбаев проявил большое мужество, решившись на запрет ядерных испытаний в Казахстане в условиях жестокого давления военно-промышленного комплекса бывшего СССР. Но он опирался на волю народа, который призывал поставить точку в сорокалетней истории ядерных испытаний на многострадальной земле Семея. По сути, Указ от 29 августа 1991 года стал первым актом подлинной независимости нашей страны.

Первый в мире правовой запрет на ядерные испытания положил начало процессу закрытия ядерных полигонов по всему миру и послужил отправной точкой в процессе принятия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), открытого к подписанию в 1996 году.

К сожалению, ДВЗЯИ до сих пор не вступил в силу. Этому препятствует отсутствие подписания или ратификации Договора восемью странами Приложения 2 к Договору: КНР, Египта, Индии, Ирана, Израиля, КНДР, Пакистана и США, без которых вступление Договора в силу невозможно.

Несмотря на незавершенность этого важного процесса, на площадке Венского отделения ООН уже создана и активно работает Организация ДВЗЯИ, которая добилась впечатляющих достижений.

Практически завершено формирование Международной системы мониторинга ядерных испытаний (МСМ) – глобальной сети станций, использующих современные технологии в области сейсмического, радионуклидного, гидроакустического и инфразвукового контроля. МСМ призвана обеспечить контроль того, чтобы ни один ядерный взрыв не остался незамеченным мировым сообществом. Об эффективности этой системы говорит следующий факт – все шесть ядерных испытаний, произведенных КНДР в новом столетии, были в режиме реального времени зафиксированы МСМ, в том числе ее казахстанским сектором.

Казахстан, являясь одним из наиболее активных членов Организации ДВЗЯИ, немало сделал для укрепления режима запрещения ядерных испытаний. С учетом вклада нашей страны в процесс запрещения ядерных испытаний в 2015-2017 годах Казахстан совместно с Японией являлся сопредседателем Конференции по статье XIV ДВЗЯИ, касающейся его вступления в силу.

Уникальность сопредседательства Казахстана и Японии заключалась в том, что обе страны пострадали от применения или испытаний ядерного оружия и имеют моральное право обратиться к остальным государствам, не подписавшим и не ратифицировавшим ДВЗЯИ, с призывом сделать это как можно скорее. Символичность миссии двух стран придавало то, что сопредседательство выпало на 70-летие первого и единственного применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, 25-летие закрытия Семипалатинского полигона и 20-летие открытия ДВЗЯИ к подписанию.

В октябре 2015 года в Астане Президент Нурсултан Назарбаев и Премьер-Министр Японии Синдзо Абэ подписали совместное заявление, в котором подтвердили свою твердую приверженность скорейшему вступлению в силу ДВЗЯИ. Данный документ стал первым принятым на таком высоком политическом уровне обращением двух стран с призывом к государствам, не подписавшим и не ратифицировавшим Договор.

В этом году в Казахстане планируется конференция Молодежной группы и Группы видных деятелей Организации ДВЗЯИ, что позволит еще раз привлечь широкое международное внимание к теме запрета ядерных испытаний и реализовать цели инициированной Казахстаном резолюции ГА ООН о Международном дне действий против ядерных испытаний.

29 августа 2012 года, выступая на Международной конференции «От запрета ядерных испытаний к миру, свободному от ядерного оружия» в Астане, Президент Нурсултан Назарбаев инициировал международный проект АТОМ (Abolish Testing. Our Mission).

В рамках этого онлайн-проекта каждый гражданин планеты может поставить подпись под петицией с требованием прекращения испытаний ядерного оружия, послав ясный сигнал мировым лидерам. На сегодняшний день более трехсот тысяч человек со всего мира поставили свои имена и подписи под электронной петицией.

Негуманная, неизбирательная, античеловеческая сущность ядерного оружия хорошо известна жителям Казахстана, особенно региона, примыкающего к бывшему Семипалатинскому полигону. Поэтому Казахстан активно поддержал глобальную инициативу по гуманитарным последствиям ядерного оружия, приняв участие в трех международных конференциях по этой проблематике в Осло (Норвегия), Наярите (Мексика) и Вене (Австрия) в 2013-2014 годах.

Еще одним важным направлением построения безъядерного мира является создание зон, свободных от ядерного оружия. Сегодня безъядерные зоны покрывают большую часть нашей планеты. Отдельные государства или группы соседних стран вводят юридически обязывающий запрет на хранение, испытание, использование и создание ядерных вооружений на своей территории.

Казахстан стал одним из инициаторов создания зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО). В соответствии с Алматинской декларацией 1997 года глав государств Центральной Азии страны региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан – в течение восьми лет работали над проектом Договора о ЦАЗСЯО. Эта работа увенчалась подписанием Договора 8 сентября 2006 года в городе Семипалатинске.

Подписание Договора на земле Семея, в полной мере испытавшей на себе зло ядерного оружия, несет в себе глубокий символический смысл. Многие государства заслуженно называют данный договор «Семипалатинским».

Центральноазиатская зона имеет много особенностей по сравнению с другими аналогичными зонами. В частности, она предусматривает обязательное подписание всеми странами-участницами Дополнительного протокола МАГАТЭ в подтверждение отсутствия намерений переключения ядерных материалов с мирной заявленной деятельности на военные цели, что еще раз подтверждает твердую решимость стран Центральной Азии по обеспечению безъядерного будущего региона. Это первая зона, целиком расположенная в Северном полушарии, единственная, на территории которой в прошлом размещалось ядерное оружие. Особенностью ЦАЗСЯО является и то, что она граничит сразу с двумя ядерными державами – Россией и Китаем – и находится в непосредственной близи к Индии и Пакистану, также обладающими ядерным оружием.

Важным элементом Договора является Протокол о негативных гарантиях против применения или угрозы применения ядерного оружия. Казахстанская сторона была уполномочена партнерами по зоне на проведение переговоров от имени всех стран Центральной Азии с «ядерными державами» по вопросу подписания Протокола. В Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, 6 мая 2014 года представители стран «ядерной пятерки» – Великобритании, Китая, России, США и Франции – подписали Протокол. Из них четыре страны, за исключением США, уже ратифицировали этот документ.

Новые инициативы, выдвинутые Главой нашего государства в ходе его выступления на церемонии открытия здания Банка низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Астане 29 августа 2017 года, продиктованы стремлением к более безопасному миру, свободному от ядерного оружия, и обеспокоенностью тем, что этот процесс испытывает значительные трудности. В частности, Президент Казахстана предложил возобновить проведение саммитов по ядерной безопасности и предпринять шаги для объединения усилий всех существующих зон, свободных от ядерного оружия.

***

Исторический вклад Казахстана в глобальное разоружение неоспорим. Это стало одним из первых примеров полного ядерного разоружения в мировой истории.

Казахстан показал пример высокой ответственности перед настоящими и будущими поколениями человечества, убедительно демонстрируя собственным примером, что основой безопасности являются не ядерные арсеналы, а миролюбивая внешняя политика, внутренняя стабильность, устойчивое экономическое и политическое развитие страны.

26 лет назад народ Казахстана сделал принципиальный выбор в пользу мира, свободного от ядерного оружия. Наш практический вклад в ядерное разоружение дает нам моральное право призывать народы и правительства удвоить усилия по избавлению нашей планеты от угрозы ядерного самоуничтожения на основе укрепления взаимного доверия.

Как сказал Глава государства в далеком 2006 году, «возврат от техногенного понятия «сдерживание» к гуманитарному «доверие», предложенный миру Казахстаном, глубоко символичен и проверен мудростью многих поколений».

Будучи лидером глобального антиядерного движения, Казахстан показал путь вперед к более безопасному будущему и настойчиво призывает весь мир последовать примеру нашей страны и других стран, также вставших на путь разоружения.

ХХI век должен стать началом эпохи мира, свободного от ядерного оружия. В этом контексте, казахстанская дипломатия продолжит активную работу в этом направлении.



Добавлено : 12.04.2018, 19:25, Изменено : 12.04.2018, 19:25