Ержан Казыханов. Укрепление экономической дипломатии – американский опыт

Ержан КАЗЫХАНОВ

Укрепление экономической дипломатии – американский опыт

Февральская Малая коллегия Министерства иностранных дел РК была посвящена теме экономической дипломатии. Встречи с руководством Министерства, экономических ведомств и национальных компаний, коллегами-послами стали хорошим стимулом для поиска лучшего зарубежного опыта в этой области и размышлений относительно его использования в казахстанских условиях.

Возможно, будет полезным поделиться некоторыми наблюдениями успешного применения экономической дипломатии, подходов США к реализации стоящих перед страной внешнеэкономических задач, а также провести отдельные параллели с развитием торгово-экономического вектора дипломатической службы Казахстана.

* * *

Необходимость продвижения экономической дипломатии, с которой сегодня сталкивается Казахстан, не является чем-то уникальным в современных условиях международных отношений. Так, например, с приходом ориентированной на экономическое развитие Администрации Президента Дональда Трампа наблюдается последовательное усиление процессов, имею­щих целью совершенствовать экономическую дипломатию Соединенных Штатов.

Неслучайно, в циркуляре от 7 ноября 2018 года Государственный секретарь Майк Помпео призывал все дипломатические и консульские учреждения проактивно вовлекаться в продвижение коммерческих интересов США не только на transactional (реализация текущих задач), но и transformational (изменения методов работы) уровне в целях продвижения американского бизнеса за рубежом.

Анализ публикаций Государственного департамента и профессионального издания Американской ассоциации дипломатической службы The Foreign Service Journal по экономической дипломатии, а также изучение рекомендаций американских экспертов в этой сфере позволяет выделить ряд важных элементов, необходимых для проведения успешной экономической дипломатии:

Во-первых, международные торгово-экономические отношения должны стать главным приоритетом внешней политики.

Экономическая (коммерческая) дипломатия ни в коей мере не представляет собой новое либо второстепенное явление в дипломатическом мире. Исторические документы свидетельствуют, что страны с давних пор стремились договориться, как минимум, о равноправных условиях для торговли и безопасном транзите своих товаров.

В новейшей истории в период холодной войны коммерческая дипломатия, преимущественно, определялась реалиями соперничества между Востоком и Западом и была задвинута на второй план. Прекращение блокового противостояния и глобализация вновь привели к стремительному росту влияния экономической составляющей в международных отношениях.

Старое деление дипломатии на высокую политику международной безопасности и менее важные коммерческие переговоры с окончанием холодной войны утратило свое значение. Финансовый кризис 2007-2008 годов, перманентная волатильность рынков и многополярность мировой экономики не оставили сомнений относительно растущей важности скоординированных действий международного сообщества в торгово-экономической сфере и привели к появлению более инклюзивных механизмов, таких как, например, G20.

В Соединенных Штатах изначально считали, что основной причиной создания дипломатической службы была необходимость поддержки американского бизнеса за рубежом. Еще в 1790 году Государственный секретарь Томас Джефферсон писал, что главной задачей для него является защита американской торговли в Средиземном море.

Сегодня, когда продвижение либеральной демократической модели сталкивается с трудностями обеспечения устойчивого экономического роста, а доля США в мировой экономике неуклонно снижается, мы наблюдаем возвращение американской дипломатии к своим истокам.

Так, стратегия Президента Трампа заключается в том, что экономическая безопасность тождественна национальной безопасности. Исходя из этого постулата, действующая Администрация США определила коммерческую дипломатию приоритетом американской внешней политики. Задача дипломатии, как ее видят в США, – содействовать экономическим реформам и подписанию крупных кон­трактов.

Во-вторых, экономическая дипломатия требует личного участия руководства всех уровней. В Соединенных Штатах Президент, Вице-президент, министры кабинета должны постоянно продвигать интересы американских компаний по заключению и реализации крупных сделок по всему миру, возглавлять торговые миссии и экономические переговоры.

Как говорят в США, «хлеб с маслом» любой действенной коммерческой/экономической дипломатии – поддержка бизнеса на высоком уровне. Это касается как конкретных проектов отечественного бизнеса за рубежом, так и обеспечения общей поддержки на политическом уровне в стране пребывания (project and policy advocacy). Для этого, по мнению американцев, послам не обязательно быть экспертами в экономике, углубляться в детали экономической политики и контрактов. Достаточно глубоко понимать стратегические аспекты экономики своей страны, демонстрировать личное лидерство, оставаться эффективным дипломатом и интенсивно работать.

В практическом плане, после определения потенциального контракта вырабатывается план мероприятий, направляются письма, совершаются звонки, организуются встречи посла, визиты высоких должностных лиц из столицы, членов правительства, вице-президента и президента.

Особо обращается внимание на необходимость личного участия послов в экономических встречах, которое дает партнерам недвусмысленный сигнал относительно важности конкретного проекта и его поддержки на государственном уровне. Из своего недавнего опыта хотел бы привести пример работы с крупнейшим переработчиком животноводческой продукции США компанией Tyson Foods, недавно совершившей визит для изучения перспектив создания мясоперерабатывающего комплекса в Казахстане. Откровенно, мы добились интереса со стороны этой крупной ТНК лишь после целой серии личных встреч – вначале с поставщиками Tyson Foods, а затем и руководством самой компании, для чего потребовалось совершить ряд визитов в штаб-квартиру и на предприятия этой компании.

В-третьих, тесное партнерство между МИД и экономическими министерствами.

В США внешнеэкономической политикой совместно занимаются Департамент торговли и Государственный департамент. В 1939 году Президент США Франклин Рузвельт возложил полную ответственность за международную экономическую/коммерческую дипломатию на внешнеполитическое ведомство. Со временем сложилось осознание того, что Государственный департамент не способен последовательно и эффективно вести коммерческие вопросы и поддерживать американский бизнес за рубежом. В результате Закон США о дипломатической службе 1980 года передал ответственность за данное направление Департаменту торговли и привел к созданию в рамках ведомства Зарубежной коммерческой службы (Foreign Commercial Service).

При этом эксперты признают, что данное разделение привело к некоторому контрпродуктивному соперничеству между Государственным департаментом и Департаментом торговли США как на кадровом уровне (между дипломатами и торговыми представителями), так и на концептуальном (относительно подведомственности конкретных проектов).

На данный момент в 76 странах, представляющих 90% экспортных рынков США, Зарубежная коммерческая служба США тесно взаимодействует с Государственным департаментом. В 60 странах посты представителей Департамента торговли отсутствуют и всю работу ведут экономические дипломаты в координации с ближайшими постами и национальной сетью Центров по поддержке экспорта, расположенных в 106 городах США.

В контексте казахстанских реалий, закрепление за МИД РК функции реализации государственной политики по привлечению инвестиций, передача Комитета по инвестициям, безусловно, позволили решить проблемы координации совместной работы в сфере инвестиций. Однако американский опыт все еще может быть полезен при организации совместной работы на экспортном направлении, которая, по аналогии с США, находится в ведении министерств иностранных дел и национальной экономики РК.

В этом плане заслуживает внимания инновация Государственного департамента по созданию программы Фонд стимулирования бизнеса (Business Facilitation Incentive Fund), предоставляющей возможности для выделения загранучреждениям малых грантов для финансирования креативных инициатив в поддержку американских экспортеров в стране пребывания.

Еще одна полезная, по мнению экспертов, инициатива, направленная на развитие экономической дипломатии – учреждение ежегодной Награды Бенджамина Джоя (первого американского консула и коммерческого агента в Индии), вручаемая командам экономических/коммерческих дипломатов, включая местный персонал, за поддержку малого и среднего бизнеса за рубежом.

В-четвертых, координация внешнеэкономической деятельности всех министерств и ведомств.

Работа не ограничивается укреплением координации между ключевыми участниками, совместно реализующими мандат внешнеэкономической политики. Для достижения успеха требуются хорошо скоординированные усилия всего правительства, всех ведомств, имеющих международные экономические программы.

Так, в США вопросами поддержки за рубежом сельскохозяйственного экспорта и инвестиций занимается Департамент сельского хозяйства; банковского сектора, страховых и финансовых компаний – Департамент финансов; продукции военно-промышленного комплекса – Департамент обороны; инфраструктурных и других капиталоемких проектов – ЮСАИД, ЭксимБанк, Агентство США по торговле и развитию; таможенными вопросами – Таможенная служба.

Большие надежды в этом плане возлагаются на созданную в октябре 2018 года на базе ОПИК (Корпорация частных зарубежных инвестиций США) Финансовую корпорацию по международному развитию (U.S. International Development Finance Corporation,USIDFC). Основными задачами нового ведомства стали создание эффективного механизма для продвижения внешнеполитических интересов США, минимизация финансовых рисков при реализации зарубежных проектов. Для этого USIDFC был предоставлен больший объем средств, доступных для прямого кредитования, гарантирования кредитов и страхования рисков в развивающихся странах (60 млрд. долларов вместо 29 млрд. долларов) и возможность приобретения доли в поддерживаемых проектах. Эксперты солидарны, что создание USIDFC – не что иное, как попытка Вашингтона противостоять нарастающему экономическому господству Пекина в странах Азии, Восточной Европы и Африки посредством инициативы «Пояс и путь». Учитывая, что китайская сторона не проявляет активности в кредитовании и поддержке малого и среднего бизнеса в развивающихся странах, новое Агентство США намерено заполнить эту нишу.

Вопросами координации деятельности федеральных агентств по привлечению инвестиций в Соединенных Штатах занимается созданная в 2011 году приДепартаменте торговли США программа SelectUSA, функции которой аналогичны мандатам Комитета по инвестициям и Kazakh Invest. Данная структура проводит ежегодный саммит SelectUSA, ведет Федеральную межведомственную рабочую группу по инвестициям (включает все 15 федеральных департаментов, ЭксимБанк, Администрацию США по малому бизнесу, Офис Торгового представителя, Агентство по защите окружающей среды), а также является инвестиционным омбудсменом.

Среди обширного функционала Организации наибольший интерес представляют индивидуальные рекламные мероприятия (Customized Promotion Events), которые позволяют SelectUSA оказывать платные услуги региональным структурам поддержки экономического развития в продвижении их региона/города в качестве привлекательного направления для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Обычно в программу мероприятия входит организация визита в конкретную страну, встречи с местным бизнесом и государственными органами, подготовкаспециальных семинаров, форумов, приемов, посещение перспективных компаний.

В-пятых, активное взаимодействие с местными властями. Зачастую, особенно в привлечении ПИИ, партнерство с регионами и городами играет критическую роль в заключении сделки. Для потенциальных инвесторов вопросы, относящиеся к ведению региональных властей – местная рабочая сила, инфраструктура, льготы и преференции и др. – являются определяющими при принятии инвестиционного решения.

В-шестых, развитие экономической дипломатии для решения вопросов сегодняшней и завтрашней повестки глобальной экономики.

Как отмечалось в опубликованном в 2016 году докладе Американской академии дипломатии «Поддержка американских рабочих мест», экономическая дипломатия, во многом основывается на подходах ХХ века и требует усовершенствования системы в целях создания новых внешнеэкономических программ, отвечающих современным вызовам.

Современные компании ведут бизнес иными способами, чем десять и даже пять лет назад. Американский бизнес зависит от помощи дипломатии не только в решении традиционных задач по либера­лизации мировой торговли и устранению торговых и инвестиционных барьеров, но и, во все возрастающей степени, от способности решать новый класс проблем, возникших в связи с развитием глобальной экономики. Это выводит на первый план вопросы защиты коммерческих секретов и прав интеллектуальной собственности (США занимают первое место по числу Нобелевских лауреатов и лидируют в патентах на изобретения), торговли услугами и электронной торговли, коммерциализации космоса и др.

Применительно к нашей стране строгое соблюдение прав интеллектуальной собственности – безусловно, важнейшая предпосылка для прихода на наш рынок высокотехнологичных компаний и предмет особого внимания Администрации Дональда Трампа. В ходе подготовки визитов Президента РК Нурсултана Назарбаева в Соединенные Штаты и Министра торговли США Уилбура Росса в Астану в 2018 году, казахстанская сторона имела возможность убедиться, как настойчиво американское правительство добивалось защиты прав интеллектуальной собственности своих компаний в Казахстане.

К слову, планомерная реализация госпрограммы «Цифровой Казахстан» и обеспечение в ее рамках лицензионной программной продукцией казахстанских госорганов могло бы стать хорошей отправной точкой для интенсификации двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий, послало бы правильный сигнал американским компаниям и поддержало соответствующую деятельность в Силиконовой долине недавно открывшегося Генерального консульства РК в Сан-Франциско.

В-седьмых, квалифицированный персонал. Важность этого фактора невозможно переоценить. Не зря с давних пор ведется дискуссия относительно того, признать ли дипломатию профессией либо искусством. Знаменитый американский дипломат Джордж Кеннан (1904-2005 гг.) сравнивал дипломатов с «садовниками», тщательно взращивающими партнеров и возможности и всегда готовыми искоренить возникающие проблемы. Ему вторит наш современник, бывший заместитель Государственного секретаря США Уильям Бёрнс, который в майском номере Foreign Affairs полагает, что дипломаты постоянно транслируют мир в свою страну и свою страну в мир, являясь своеобразными радарами раннего предупреждения о потенциальных проблемах и возможностях.

Сегодня на передовой экономической дипломатии Соединенных Штатов работают более 200 сотрудников Экономического бюро Государственного департамента, около 1500 экономических дипломатов и значительное количество местного персонала загранучреждений, а также Зарубежная коммерческая служба Министерства торговли США. Кандидаты должны сдать письменный экзамен (больше ста вопросов), иметь университетское образование по вопросам экономики и торговли. Серьезная проверка проводится умению будущих дипломатов анализировать обстановку, решать ту или иную гипотетическую коммерческую проблему, транслировать интересы США таким образом, чтобы они сочетались с экономическими интересами принимающей стороны.

В числе наиболее актуальных для нашей страны рекомендаций американских экспертов в данной области можно выделить:

- определение на экономические посты исключительно кандидатов с образованием в международных экономических специальностях;

- расширение набора на дипломатическую службу лиц, имеющих солидный опыт работы в экспортоориентированных и совместных предприятиях;

- комплектование экономических отделов загранучреждений с привлечением местного персонала позволит значительно расширить количество экономических сотрудников в пределах имеющихся бюджетных средств. Госдепартамент уже давно рассматривает местных сотрудников в качестве ценных членов команды загранучреждений, обеспечивающих для временного американского персонала преемственность и бесценный источник экспертизы относительно экономики, языка и культуры страны пребывания;

- создание координационного механизма для надзора за управлением человеческими ресурсами, направленного на совершенствование процессов найма, создания, сохранения и развития сильных команд для реализации экономической дипломатии;

- внедрение образовательных программ и тренингов для экономических дипломатов и формального механизма по их координации с бизнесом. Это полезно для создания партнерств с частными компаниями, направленных на удовлетворение спроса на государственную поддержку в наиболее актуальных для национальной экономики секторах внешнеэкономической деятельности. Например, для Казахстана на данном этапе такой механизм необходим в сфере высоких технологий, АПК, профессиональных услугах и др.;

- учреждение постоянно действующего консультативного механизма с частным сектором в целях совместной разработки необходимых внешнеэкономических программ и последующей оценки их эффективности.

* * *

В контексте двустороннего сотрудничества с США, высокая активность коммерческой дипломатии и поступательное развитие экономических отношений, несомненно, способствовало обеспечению беспрецедентного уровня торгово-экономического взаимодействия.

Так, по итогам 2018 года прямые американские инвестиции в Казахстан установили новый абсолютный рекорд – 5,34 млрд. долларов. Впервые с 2014 года этот показатель превысил 4 млрд. долларов, что не только обеспечивает региональное лидерство Казахстана в привлечении американских ПИИ, но и превышает инвестиции США в такие развитые страны, как Турция (4,3 млрд. долларов), Финляндия (3,3 млрд. долларов) и Португалия (2 млрд. долларов).

Позитивную динамику демонстрирует и товарооборот, возросший в прошлом году на 37%, до 2,3 млрд. долларов. При этом казахстанский экспорт продемонстрировал стремительный рост (в 2,5 раза) и впервые приблизился к 1 млрд. долларов (по американским данным даже превысил, составив почти 1,4 млрд. долларов).

Сегодня мы экспортируем в США в основном сырьевые продукты: углеводороды,продукты неорганической химии, уран, зерно и соевые бобы. При этом США не входят в перспективные рынки экспортного интереса, обозначенные в Национальной экспортной стратегии на 2018-2022 годы. Тем не менее, американский рынок обладает высокими перспективами для казахстанского экспорта, отличаясь масштабами, универсальностью и высокой покупательской способностью. Поэтому весьма важным является продолжение 25-летнего участия Казахстана в американской программе Генеральная система преференций (GSP), предоставляющей возможности для беспошлинного ввоза на американский рынок более 4 тысяч товарных позиций.

Третий ежегодный казахстанско-американский бизнес-форум

«Конкурентоспособный Казахстан». МИД РК, г.Нур-Султан, 15 мая 2019 г.

Только в 2017 году в рамках программы GSP Казахстан поставил в США товаров на 145 млн. долларов, сэкономив миллионы долларов таможенных пошлин (размер пошлин 3-10%). Эта успешная практика может быть существенно расширена при небольших усилиях по информированию через НПП «Атамекен» и другие каналы всех казахстанских экспортеров – потенциальных участников программы GSP. 4 марта 2019 года Президент Трамп объявил о намерении прекратить предоставление Индии и Турции статуса развивающихся стран – бенефициаров программы GSP. Таким образом, возникает хорошая возможность заполнить эту нишу.

В целом, комплекс мер по содействию в продвижении экспортной продукции может быть расширен за счет включения международной практики со-финансирования участия компаний-экспортеров в крупных международных выставочных мероприятиях, торговых миссиях, официальных визитах, содействия в открытии офисов за рубежом (сейчас в США представлен лишь КазАтомПром) и активного развития зонтичного бренда «Сделано в Казахстане».

* * *

В завершение хотел бы обратить внимание, что успешная экономическая дипломатия невозможна без постоянного обмена опытом работы между посольствами. Такая потребность в обмене знаниями объективно имеется. Не все может быть отражено в формате служебной переписки. Было бы весьма полезным делиться друг с другом опытом экономической дипломатии и работы с инвесторами как на страницах «Дипломатиялық жаршысы», так и в более интерактивных форматах.

_____________________________________________

ОБ АВТОРЕ. Ержан Казыханов – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Соединенных Штатах Америки.

В 1987 году получил степень бакалавра по востоковедению в Санкт-Петербургском государственном университете. Имеет степень доктора наук по истории.

В разные годы занимал должность Помощника Президента Казахстана и Министра иностранных дел Республики Казахстан.

Посол Казыханов является автором многочисленных публикаций, посвященных внешней политике Казахстана, многосторонней дипломатии и роли Организации Объединенных Наций.

Добавлено : 13.06.2019, 11:50, Изменено : 13.06.2019, 11:50