Yerlik Ali. Kazakhstan's Export Opportunities in the African Countries

Yerlik ALI

Kazakhstan's Export Opportunities in the African Countries

Over the past 15 years, African economies have experienced unparalleled rates of economic growth. The continent as a whole has achieved significant success in its development.

The dynamics of economic development in Africa are driven by the improvement of economic and political management, creation of a business climate and an increase in foreign capital inflow.

The previous two-decades growth resulted in a significant increase in the number of middle-class population in Africa. According to analysts, the aggregate middle class of the Dark Continent will keep growing and its share of the population will reach 40-42 percent by 2060. At the same time, it is expected that the poverty level, by contrast, will decrease and the proportion of people living on less than $1.25 a day will decrease down to 30–33 percent in 2060 (in 2010 - 44 percent).

However, the economic growth is not uniform and is not observed in all countries of the continent. Only those which have significant natural resources, political stability and managed to develop realistic programmes of economic reforms have achieved the greatest success. Among such countries, we can distinguish primarily the sub-Saharan states.

The main drivers of the African economy are Egypt, Nigeria and South Africa. The dynamically developing countries include Angola, Burkina Faso, Chad, Côte d'Ivoire, Ethiopia, Ghana, Kenya, Malawi, Mauritania, Mozambique, Niger, Rwanda, Senegal and Uganda. Among the failed economies are Burundi, Democratic Republic of the Congo (DRC), Republic of the Congo, Somalia, South Sudan and Zimbabwe.

In general, as UN experts point out, production in Africa, both in general and per capita, will steadily grow until 2050-2060. By that time, most African countries, the population of which is expected to reach 2.7 billion people (in 2010 – one billion people), will be among upper-middle-income countries.

The International Bank for Reconstruction and Development (IBRD) makes even more optimistic forecasts - most African countries will receive the status of middle-income countries (defined as at least $1,000 per person per year) by 2025 if the current growth rates are maintained.

In 2013, Africa was already the fastest growing continent in the world – 5.6 percent per year. The African Development Bank estimates that cumulative GDP will grow at an average of 6 percent per year until 2023. For example, in 2007, in terms of GDP growth, Africa outperformed East Asia and steadily holds this advantage.

Africa has vast natural resources and is the youngest continent in the world in terms of the share of young people.

Fifty-four African countries are of great interest to international investors as a commodity market and a rapidly growing consumer market. Social and economic reforms comprehensively carried out on the continent have become irreversible. Countries are at the stage of primary industrialisation and infrastructurisation.

We can state the beginning of the implementation of large-scale transit, transport, water and energy projects linking the Dark Continent from west to east and from north to south. The African Union, at the behest of the leaders, makes efforts to create a “pan-African" favourable investment climate conducive to a rapid return on investment (experts note that the return on investment period is one of the shortest in the world). Agenda 2063, an ambitious but fully realistic continental comprehensive programme, has been adopted. The economic, trade and investment links of African regional economic organisations (Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA), East African Community (EAC), Economic Community of Central African States (ECCAS) and Economic Community of West African States (ECOWAS)) are growing.

https://au.int (African Union)

International investors race to invest in Africa. Among the major countries of the world – India, Korea, People's Republic of China (PRC), Turkey, the USA and the European Union (EU) – which have long and systematically invested and traded with the continent, we can see the growing number of middle-level countries that are in a hurry to take their place in Africa.

There is a positive perception of the potential of the continent despite the longstanding problems of the region; namely hunger, inflation, poverty, corruption and authoritarian political regimes. However, in most African countries we can clearly see the development of democratic processes and confident steps towards improving economic policy.

* * *

As for the export opportunities of Kazakhstan in Africa, it should be noted that there are niches on the continent that can be filled by Kazakh business and bring substantial benefits. These areas primarily include pharmaceutical and chemical industries, the food industry, engineering, agriculture and mining. There are favourable opportunities for the participation of Kazakhstan's construction companies in building road infrastructure facilities, prospects for the supply of weapons and military equipment to the African market and possibility of training African students in higher educational institutions of Kazakhstan.

The pharmaceutical industry in Africa today is not properly developed and is almost entirely focused on import. The market is not developed, but the potential is multi-million.

Due to the tropical climate, widespread poverty and poor nutrition, food shortage and limited access to vaccination and quality medical services, the African population is prone to various diseases. The World Health Organisation (WHO) estimates that 24 percent of all global diseases are in Africa. In addition, it meets almost no basic hygienic and sanitary standards. In this case, we should note the actual absence of the production sectors of the pharmaceutical industry. For this reason, African countries are heavily dependent on the import of drugs and medicines. As we see it, this market segment is promising for Kazakh manufacturers.

The export of products of Kazakhstan's chemical industry is a favourable area. Considering that there is practically no domestic production in Africa, and the growing agribusiness needs these products, Kazakh businesspeople could well have been able to supply fertilisers and mineral raw materials to the African market.

There are opportunities for the export of processed agricultural products. This category includes flour, cereals, fats and oils and confectionery. Our businesspeople have accumulated experience in this area, since in 2018 Kazakhstan exported processed products to 48 countries of the world. At the same time, such factors as the constantly growing population, undeveloped industry and industrial infrastructure, inefficient agriculture management and absence of agribusiness reinforce the trends associated with the import of these products.

Agriculture is the basis of the economy of the Dark Continent countries. The arable land development level remains low. These countries need to carry out agricultural research.

The African market is attractive for the export of the whole range of products of Kazakh engineering – transformers, batteries and bearings, as well as metallurgical products (ferroalloys and steel pipes). Considering that agriculture plays the main role in the economy of the absolute majority of African countries, the demand for agricultural equipment and components is steadily increasing. In this context, it would be quite possible to use the capabilities of the Pavlodar Tractor Plant and other of Kazakhstan's enterprises.

In supplying military and technical products, it is difficult to compete with such major players as the PRC, Russia and the USA. However, given the growing need of the continent in armaments, military equipment and component materials, particularly Russian ones, we could consider the possibility of Kazakhstan Engineering entering the African market, which includes more than 20 military enterprises and is under the trust management of the Ministry of Defence and Aerospace Industry of Kazakhstan. In this regard, the invitation of African countries to the KADEX international exhibition, held annually in Kazakhstan, seems promising.

Assistance in training African personnel in educational institutions of Kazakhstan could serve as an important area of Kazakhstan-Africa cooperation. It should be noted that Kazakhstan, as early as in the 1980-1990s, trained qualified personnel for African countries. We need to renew the good tradition of the past and provide African students with the opportunity to study in Kazakhstan.

We are dynamically developing trade and economic relations with such African countries as Algeria, Côte d'Ivoire, DRC, Egypt, Ghana, Kenya, Morocco, Rwanda, Senegal, South Africa and Tunisia.

Over the past three years, there have been positive trends associated with an increase in the turnover of goods with the countries of North Africa, which on average have doubled and in monetary terms have amounted to tens of millions of dollars. For example, in 2018, the trade turnover with Morocco increased by 67 percent reaching $145 million; with Tunisia, by 66 percent amounting to $42.2 million; with Algeria, by 51.5 percent reaching $146.7 million and with Egypt, by 25.6 percent amounting to $83.9 million. In all these countries, with the exception of Egypt, Kazakh export exceeds import. Sulfur (all types), gas, petroleum products, flour products and metal products are among the most important export items.

Export prevails in trade and economic cooperation with South Africa. In 2018, this indicator amounted to $24.6 million, while the total turnover was $46.9 million. The main item of Kazakhstan's export is sulfur, which is used as a raw material for the production of agricultural fertilisers.

Among the East and West African countries, Senegal is the most promising one in terms of increasing Kazakhstan's export. At the end of 2018, export to this country amounted to $13.18 million out of a total turnover of $13.19 million. Sulfur (all types) and polyphosphates are among the most important export items. As for Côte d'Ivoire, Ghana, Kenya and Rwanda, trade and economic relations with these countries are dominated by import; tea, coffee and cocoa are traditional export items for these countries.

Economic relations between Kazakhstan and Ethiopia are developing. By the end of 2019, construction materials production will be launched in the north part of the country with the assistance of Kazakh investment. Kazakhstan also invests in the DRC.

In the whole, Kazakhstan's export to African countries in 2018 reached $582 million, while cumulative export is almost two times more than import. A conservative estimate shows that domestic export could increase significantly over the next two-three years.

* * *

In addition to increasing Kazakhstan's export, it is also necessary to develop investment cooperation with African countries. In this context, contacts could be developed on the principle of Kazakh investment in return for increasing export. This mechanism is quite applicable in the social and economic conditions of the African countries, which have a strong need to attract foreign investment and are in constant search for new partners.

To fulfill these tasks, African countries have created favourable investment opportunities in accordance with which the rights of foreign investors are protected and the state does not interfere in their affairs. Conditions have been created for the free movement of capital both within countries and beyond. The economy of African states is characterised by a sufficient degree of openness.

Among the advantages of doing business in the developing economies of Africa are the following: a wide range of opportunities (benefits, preferences, tax holidays) in various promising sectors; market scale and potential, as well as limited competition; simplified procedures for starting a business; relatively safe and stable business environment; adequate level of education among the local population and knowledge of English.

Significant prospects will be opened up by the entry into force of the African Free Trade Zone, which unites 44 countries and is the first step towards the creation of a common African market. To date, the relevant agreement has already been ratified by the parliaments of 21 countries. Upon ratification of the document by 22 countries, the agreement will enter into force.

There are certain historical grounds and opportunities to further develop and strengthen Kazakhstan's relations with African countries.

First, being a young and independent state, our country has never acted as a coloniser and this is a crucial aspect in relations with the countries of the continent and in recent times, we have already provided material and technical assistance to several African countries. In addition, the peoples of many African countries still have positive memories of Soviet assistance, which our country was a part of.

Second, the position of Kazakhstan in international affairs, including international peace initiatives, reforming the UN and the Security Council, countering international terrorism, anti-nuclear initiatives, etc., is close to most African countries. In this regard, it should be noted that during the UN General Assembly sessions, in more than 70 percent of cases African states voted in solidarity with Kazakhstan during our membership in the UN Security Council.

Third, a number of countries of the continent consider Kazakhstan as a new partner for business development, investment attraction and import growth.

* * *

As it is known, since the beginning of 2019 a set of measures has been launched in Kazakhstan to expand the geography of supplies and the range of goods totaling 500 billion tenge (US$1.3 billion). It is expected that credit financing of exporters through the instruments of the Development Bank of Kazakhstan will increase by 80 billion tenge (US$207 million). New types of state guarantees in the amount of 102 billion tenge (US$264 million) will be introduced and mechanisms will be implemented to reimburse part of the transportation costs of domestic exporters. There are plans to organise trade and economic missions, national exhibitions abroad, product marketing promotion, comprehensive analysis of sales markets, reimbursement of a part of the product certification costs to exporters, etc. These export support tools can contribute to access to new markets, including Africa.

Kazakhstan is implementing a national export strategy, the output of which is expected to increase non-resource export 1.5 times by 2022. At the same time, the agricultural sector should become a driver of the economy. For a number of African countries, we can become an exporter of agricultural products; we can also produce organic food with further export to Europe and America. In this regard, the statement of Elbasy Nursultan Nazarbayev about the need to revise the principle of subsidies and the transition to product insurance is relevant. This is how all foreign companies of Asia and Europe work with African partners, insuring their products.

Over recent years, the manufacturing industry has reached 32 percent in the total export of Kazakhstan. The state provides financial and service support to exporters, covering more than 1,800 commodity producers. At the same time, the key sales markets are China, the Eurasian Economic Union (EAEU) and the EU countries, together covering 65 percent of export. In addition, every year seven-eight new products are brought to foreign markets. This increasing export potential should also be focused in the African direction. However, at present, 27 countries have been identified as promising sales markets for goods and services, among which there is not a single country of the Dark Continent. That is, Africa is out of the sight of the state agencies that are aimed at developing export on all continents. This fact holds back Kazakh exporters, since the support and participation of the state is important for them at the initial stage.

The export growth programme of Kazakhstan provides for a 40-percent increase in food export by 2021. It is Africa that can become a promising area, where annual demographic growth ranges from 2-2.5 percent or 20-25 million people per year.

By 2020, about 658 investment projects worth about $59 billion will be implemented in Kazakhstan. In addition to the export growth, the product line has also expanded – supplies of household appliances, buses, metal rolling products, construction materials, vegetable oils, sugar, paper and other products increased to foreign markets. The export of these goods amounted to $1.5 billion. All products are valuable and can be competitive in the African market.

We believe that in order to implement these goals, it would be appropriate to establish a Business Council for the cooperation of Kazakhstan with the countries of Sub-Saharan Africa, open KazakhInvest front offices in countries where we are developing trade and economic ties, establishing contacts between business circles and creating joint ventures.

In addition, it would be useful to sign a free trade agreement between the EAEU and the most active countries of the continent taking into account prevailing Kazakh export. This document would increase the export of Kazakhstan's non-resource products by opening the markets of these countries, simplifying trade customs procedures, eliminating tariff and non-tariff barriers and deepening cooperation in a number of priority economic sectors.

* * *

In conclusion, it should be emphasised that the national programme for the export development of the country has been drafted; all that remains is to implement it and the African vector could serve as a one of the promising areas. Kazakhstan is only at the stage of showing its growing interest in developing cooperation with African countries. We are still at the beginning of this promising path. Domestic business is eyeing up, estimating the risks and opportunities, and it needs help and support.

______________________________________________________

ABOUT THE AUTHOR. Yerlik Ali – Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Kazakhstan to the Federal Democratic Republic of Ethiopia, Permanent Representative of the Republic of Kazakhstan to the African Union. He has been holding responsible posts of the civil service of Kazakhstan since 2007.

He has the diplomatic rank of Second-Class Envoy Extraordinary and Minister Plenipotentiary. He is fluent in English. He has state awards: Kurmet Order (2012) and commemorative medals.

Created at : 13.06.2019, 11:45, Updated at : 13.06.2019, 11:45

Ерлик Али. Об экспортных возможностях Казахстана в странах Африки

Ерлик АЛИ

Об экспортных возможностях Казахстана в странах Африки

В течение прошедших 15 лет экономика стран Африки росла беспрецедентными темпами. Континент в целом добился значительных успехов в своем развитии.

Динамика экономического развития Африки объясняется улучшением экономического и политического управления, созданием делового климата, увеличением притока иностранного капитала.

Одним из результатов роста предыдущих двух десятков лет стало значительное увеличение численности среднего класса Африки. По оценкам аналитиков, совокупный средний класс черного континента будет и дальше расти, и его соотношение достигнет 40-42 % к 2060 году. При этом ожидается, что уровень бедности, напротив, будут снижаться, и доля населения, живущая менее чем на 1,25 доллара в день, уменьшится до 30-33 % в 2060 году (в 2010 г. – 44%).

Однако экономический рост не равномерен и наблюдается не во всех странах континента. Наибольшего успеха добились лишь те, которые обладают значительными природными ресурсами, политической стабильностью и смогли выработать реалистичные программы экономических реформ. Среди таких стран можно выделить, в первую очередь, государства, расположенные ниже Сахары.

Главными двигателями африканской экономики выступают Египет, Нигерия и ЮАР. В число динамично развивающихся стран входят Ангола, Буркина-Фасо, Гана, Кот де Ивуар, Кения, Мавритания, Мозамбик, Малави, Нигер, Руанда, Сенегал, Уганда, Чад и Эфиопия. К числу несостоявшихся экономик относят Бурунди, Зимбабве, ДРК, Республика Конго, Сомали, Южный Судан.

В целом, как отмечают эксперты ООН, объемы производства в Африке как в целом, так и на душу населения будут устойчиво расти до 2050-2060 годов. К тому времени большинство стран Африки, население которых, как ожидается, достигнет уровня 2,7 млрд. чел. (в 2010 г. – 1 млрд. чел.), войдут в категорию стран с доходами выше средних.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) дает еще более оптимистичные прогнозы – большинство африканских стран получат статус «страны со средним доходом» (определяемый как минимум 1000 долларов США на человека в год) уже к 2025 г., если сохранятся текущие темпы роста.

В 2013 году Африка уже была самым быстрорастущим континентом в мире – 5,6% в год. По оценкам Африканского банка развития, совокупный ВВП будет расти в среднем 6% в год до 2023 года. Так, например, в 2007 году по показателям роста ВВП Африка обогнала Восточною Азию и устойчиво держит это превосходство.

Африка обладает гигантскими природными ресурсами и является самым молодым континентом мира по доле молодежи в населении.

54 страны Африкипредставляют огромный интерес для международных инвесторов в качестве сырьевого рынка и стремительно растущего потребительского рынка. Социально-экономические реформы, повсеместно проводимые на континенте,приобрели необратимый характер. Страны находятся на стадии первичной индустриализации и инфраструктуризации.

Штаб-квартира Африканского союза в Аддис-Абебе (Эфиопия)

Можно констатировать начало реализации масштабных транзитно-транспортных, водно-энергетических проектов, связывающихчерный континентс запада на восток и с севера на юг. Африканский союз, по воле лидеров, прилагает усилия по созданию «общеафриканского» благоприятного инвестиционного климата, способствующего быстрому возврату капиталовложений (эксперты отмечают, что срок возврата инвестиций является одним из самых коротких в мире). Принята амбициозная, но вполне реализуемая континентальная всеобъемлющая программа – Повестка дня Африка-2063. Ускоренно происходит экономическая, торговая и инвестиционная смычка африканских региональных экономических организаций (COMESA, EAC, ECCAS, ECOWAS).

Международные инвесторы наперегонки вкладывают средства в Африку. В ряду крупных стран мира КНР, США, ЕС, Корея, Турция, Индия давно и методично инвестирующих и торгующих с континентом, можно все больше наблюдать и средние страны, которые спешат занять свое место в Африке.

Потенциал континента воспринимается с оптимизмом, несмотря на многолетние проблемы региона, а именно, голод, инфляцию, бедность, коррупцию и авторитарные политические режимы. Однако в большинстве африканских стран налицо развитие демократических процессов и уверенные шаги в сторону улучшения экономической политики.

* * *

Переходя непосредственно к вопросу об экспортных возможностях Казахстана в Африке, следует отметить, что на континенте имеются ниши, которые могут быть заполнены казахстанским бизнесом и принести существенную выгоду. К данным сферам, прежде всего, относятся фармацевтическая и химическая индустрии, пищевая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, горнорудная отрасль. Существуют благоприятные возможности для участия казахстанских строительных компаний в сооружении объектов дорожной инфраструктуры, перспективы поставок на африканский рынок вооружения и военной техники, возможности обучения африканских студентов в высших учебных заведениях РК.

Фармацевтическая промышленность Африки на сегодняшний день не получила должного развития и практически полностью ориентирована на импорт.Рынок не развит, но потенциал многомиллионный.

По причине тропического климата, повсеместной бедности и скудного питания, нехватки продовольствия, ограниченного доступа к вакцинации и к качественным медицинским услугамафриканское население предрасположено к различным заболеваниям. По оценкам ВОЗ 24%, всех мировых заболеваний приходится именно на Африку. К этому также можно добавить практически полное отсутствие гигиены и элементарных санитарных норм. При этом следует отметить фактическое отсутствие производственных секторов фармацевтической индустрии. По этой причине страны Африки сильно зависят от импорта лекарств и медикаментов. Как нам представляется, этот сегмент рынка перспективен для казахстанского производителя.

Благоприятным направлением видится экспорт продукции казахстанской химической промышленности. Учитывая, что собственного производства в Африке фактически нет, а растущий агропромышленный комплекс нуждается в этой продукции, казахстанские бизнесмены вполне могли бы наладить поставки удобрений и минерального сырья на африканский рынок.

Существуют возможности для экспорта переработанной сельхозпродукции. К этой категории можно отнести муку, крупы, жиры и масла, кондитерские изделия. Наши бизнесмены имеют наработанный опыт в этой сфере, так как в 2018 г. Казахстан экспортировал переработанную продукцию в 48 стран мира.При этом такие факторы, как постоянно растущее население, неразвитая индустрия и промышленная инфраструктура, неэффективное управление сельским хозяйством и отсутствие агропромышленного комплекса усиливают тренды, связанные с импортом указанной продукции.

Сельское хозяйство – основа экономики стран черного континента. Степень освоения пахотных земель остается на низком уровне. Этистраны нуждаются в проведении аграрных научных исследований.

Рынок Африки привлекателен для экспорта всей номенклатуры продукции казахстанского машиностроениятрансформаторы, аккумуляторы и подшипники, а также продукции металлургического комплекса – ферросплавов и стальных труб. Учитывая, что в основе экономик абсолютного большинства африканских стран доля сельского хозяйства является основной, неуклонно растет потребность в сельскохозяйственной технике и комплектующих. В данном случае, вполне можно было бы задействовать возможности Павлодарского тракторного завода и других казахстанских предприятий.

По поставкам продукции военно-технического комплекса сложно конкурировать с такими крупными игроками, как США, КНР и Россия. Однако, учитывая постоянно растущую необходимость континента в вооружениях, военной технике и комплектующих материалах, особенно российских образцов, можно было бы рассмотреть возможности вхождения на африканский рынок АО «Казахстан Инжиниринг», включающего в себя свыше 20 военных предприятий и находящегося в доверительном управлении Министерства оборонной и авиакосмической промышленности РК. В этом плане перспективным видится приглашение африканских стран на международную выставку KADEX, ежегодно проводимую в Казахстане.

Важным направлением казахстанско-африканского сотрудничества могло бы стать содействие в подготовке африканских кадров в учебных заведениях РК. Здесь следует отметить, что Казахстан еще в 1980-1990-х годах готовил квалифицированные кадры для африканских стран. Нам необходимо возобновить добрую традицию прошлого и предоставить африканским студентам возможность обучаться в Казахстане.

К числу африканских стран, с которыми динамично развиваются торгово-экономические отношения, относятся Египет, Алжир, Марокко, Тунис, ЮАР, Кения, Руанда, Гана, Сенегал, Кот де Ивуар, Демократическая Республика Конго.

В течение последних трех лет наблюдаются позитивные тенденции, связанные с увеличением объемов товарооборотов со странами Северной Африки, которые в среднем увеличились в 2 раза и в денежном эквиваленте составили несколько десятков миллионов долларов. Например, в 2018 году объемы товарооборота с Марокко увеличились на 67%, составив 145 млн. долларов, с Тунисом – на 66% и составили 42,2 млн. долларов, с Алжиром – на 51,5%, достигнув суммы 146,7 млн. долларов, с Египтом – на 25,6%, составив 83,9 млн. долларов. Во всех указанных странах, за исключением Египта, объемы казахстанского экспорта превышают импорт. К числу важнейших экспортных позиций относятся сера (все виды), газ, нефтепродукты, мучные изделия, металлопродукция.

Экспортная составляющая преобладает и в структуре торгово-экономического сотрудничества с ЮАР. В 2018 году этот показатель составил 24,6 млн. долларов от общего объема товарооборота в 46,9 млн. долларов.Основной товарной позицией казахстанского экспорта является сера, которая используется в качестве сырья для производства сельскохозяйственных удобрений.

Из стран Восточной и Западной Африки, наиболее подходящей в разрезе увеличения показателей казахстанского экспорта является Сенегал. По итогам 2018 года объемы экспорта в эту страну составили 13,18 млн. долларов от общего объема товарооборота в 13,19 млн. долларов. К числу важнейших экспортных позиций относятся сера (всех видов) и полифосфаты. Что же касается Кении, Ганы, Кот де Ивуара и Руанды, то в структуре торгово-экономических отношений с этими странами наблюдается существенное доминирование импорта, традиционные для этих стран экспортные позиции – чай, кофе, какао.

Развиваются и экономические отношения между Казахстаном и Эфиопией. К концу 2019 года при содействии казахстанских инвестиций будет запущенопроизводство строительных материалов на севере этой страны. Наблюдаются казахстанские инвестиции и в Демократической Республике Конго.

В целом, по странам Африки экспорт РК достиг в 2018 году 582 млн. долларов, при этом совокупный экспорт превалирует над импортом почти в два раза. Самые скромные подсчеты свидетельствуют, что отечественный экспорт мог бы увеличиться в течение ближайших двух-трех лет в разы.

* * *

Помимо наращивания казахстанского экспорта также необходимо развитие инвестиционного сотрудничества со странами Африки. В данном контексте можно было бы развивать контакты по принципу «казахстанские инвестиции взамен на увеличение экспорта». Этот механизм вполне применим в сложившихся социально-экономических условиях в странах африканского континента, которые испытывают сильную нужду в привлечении зарубежных инвестиций и находятся в постоянном поиске «новых партнеров».

Африканскими странами созданы благоприятные инвестиционные возможности, в соответствии с которыми права зарубежных инвесторов защищены, и государство не вмешивается в их дела. Созданы условия для свободного движения капитала как внутри стран, так и за их пределами. Экономика африканских государств характеризуется достаточной степенью открытости.

Среди преимуществ по ведению бизнеса в развивающихся экономиках Африки следует выделить следующие: широкий спектр возможностей (льготы, преференции, налоговые каникулы) в различных перспективных секторах;большой объем и потенциал рынка и ограниченная конкуренция; упрощенные процедуры при открытии бизнеса; относительная безопасная и стабильная обстановка в зонах ведения бизнеса; достаточный уровень образования у местного населения и владения английским языком.

Значительные перспективы открывает вступление в силу Африканской Зоны свободной торговли, которая объединяет 44 страны и является первым шагом на пути создания Общего африканского единого рынка. На сегодняшний день соответствующее соглашение уже ратифицировано парламентами 21 страны. При ратификации документа 22 странами соглашение вступит в силу.

Для дальнейшего развития и укрепления отношений Казахстана со странами Африки есть определенные исторические основания и возможности.

Во-первых, являясь молодым и независимым государством, наша страна никогда не выступала колонизатором, а это важнейший момент во взаимоотношениях со странами континента, и в течение последнего времени уже успела оказать материально-техническую помощь ряду африканских стран. Кроме того, у народов многих африканских стран все еще сохранились положительные воспоминания о помощи СССР, частью которого была и наша страна.

Во-вторых, большинству стран Африки близка позиция РК в международных делах, включая международные мирные инициативы, реформирование ООН и Совета Безопасности, борьба с международным терроризмом, антиядерные инициативы и т.д.В связи с этим нельзя не отметить, что на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в более чем 70% случаев африканские государства голосовали солидарно с Казахстаном в период нашего членства в СБ ООН.

В-третьих, Казахстан для ряда стран континента рассматривается как новый партнер для развития бизнеса, привлечения инвестиций и роста импорта.

* * *

Как известно, в Казахстане с начала 2019 года запущен комплекс мер по расширению географии поставок и номенклатуры товаров на общую сумму 500 млрд. тенге. Ожидается, что возрастет финансирование кредитования экспортеров через инструменты Банка развития Казахстана на 80 млрд. тенге. Будут внедряться новые виды государственной гарантии на сумму 102 млрд. тенге иреализовываться механизмы возмещения части транспортных расходов отечественных экспортеров. Предусматривается проведение торгово-экономических миссий, национальных выставок за рубежом, маркетинговое продвижение продукции, комплексный анализ рынков сбыта, возмещение части затрат на сертификацию продукции экспортерам и т. д. Эти инструменты экспортной поддержки способны стимулировать выход на новые рынки, в том числе Африки.

В Казахстане реализуется Национальная экспортная стратегия, на выходе которой ожидается увеличение несырьевого экспорта в полтора раза к 2022 году. При этом аграрный сектор должен стать драйвером экономики. Для ряда стран Африки мы можем стать экспортером сельскохозяйственной продукции, в частности, по производству экологически чистых продуктов питания с дальнейшим экспортом в страны Европы и Америки. В этом отношении актуально высказывание Елбасы Нурсултана Назарбаева о необходимости пересмотра принципа выделения субсидий и перехода на страхование продукции. Таким образом работают все иностранные кампании Азии и Европы с африканскими партнерами, застраховывая свою продукцию

За последние годы доля обрабатывающей промышленности в общем экспорте РК достигла 32%. Экспортерам государство оказывает финансовую и сервисную поддержку, которой охвачено более 1800 товаропроизводителей. При этомключевыми рынками сбыта являются КНР, ЕАЭС и страны ЕС, в совокупности дающие 65% экспорта. При этом отмечается определенная тенденция по выводу 7-8 новых товаров на внешние рынки ежегодно. Этот увеличивающийся экспортный потенциал следовало бы сориентировать и на африканское направление. Однако в настоящее время в качестве перспективных рынков сбыта товаров и услуг определены 27 стран, среди которых нет ни одной страны черного континента. То есть, Африка выходит из поля зрения государственных органов, призванных развивать экспорт на всех континентах. Этот факт сдерживает казахских экспортеров, поскольку для них на первоначальном этапе важны поддержка и участие государства.

В программе роста экспорта РК говорится об увеличении экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году.Именно Африка может стать перспективным направлением, гдеежегодный демографический рост составляет от 2-2,5 % или 20-25 млн. человек в год.

К 2020 году в Казахстане начнут реализовываться порядка 658 инвестиционных проектов на сумму порядка 59 млрд. долларов. Одновременно с ростом экспорта расширилась и товарная линейка – на зарубежные рынки увеличились поставки бытовой техники, автобусов, металлопрокатных изделий, строительных материалов, растительных масел, сахарной, бумажной и другой продукции. Экспорт данных товаров составил 1,5 млрд. долларов. Вся продукция представляетценность и может быть конкурентна на африканском рынке.

Полагаем, что для реализации этих целей было бы уместным создание Делового совета по сотрудничеству РК со странами Субсахарской Африки, открытие фронт-офисов «Казахинвест» в странах, с которыми развиваются торгово-экономические контакты, налаживание связей между деловыми кругами, создание совместных предприятий.

Помимо этого, весьма полезным шагом могло бы стать подписание Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и наиболее активными странами континента в разрезе преобладающих объемов казахстанского экспорта. Заключение этого документа позволило бы нарастить экспорт казахстанской несырьевой продукции путем открытия рынков этих стран, упростить таможенные процедуры торговли, устранить тарифные и нетарифные барьеры, а также углубить сотрудничество в ряде приоритетных экономических отраслей.

* * *

В заключении следует подчеркнуть, что общенациональная программа развития экспорта страны сверстана, остается ее осуществить и одним из перспективных направлений мог бы стать африканский вектор. Казахстан только заявляет о своем растущем интересе развивать сотрудничество с африканскими странами. Мы еще в начале этого перспективного пути. Отечественный бизнес присматривается, просчитывает риски, возможности и ему надо оказатьпомощь и содействие.

______________________________________________________

ОБ АВТОРЕ. Ерлик Али – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Федеративной Демократической Республике Эфиопия, Постоянный Представитель РК в Африканском Союзе. Работает на ответственных должностях государственной службы Казахстана с 2007 года.

Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посланника II класса. Владеет английским языком. Обладает государственными наградами: Орден «Құрмет» (2012 г.) и юбилейные медали.

Добавлено : 13.06.2019, 11:45, Изменено : 13.06.2019, 11:45