Erlan Dosymbekov. The Development of Kazakhstan’s Business Climate and Investment Attractiveness in Light of Current Trends

Erlan DOSYMBEKOV,

EY-Managing Partner

for Kazakhstan and Central Asia,

Member of the Governing Board

of the Kazakhstan Foreign Investors' Council Association (KFICA),

The Development of Kazakhstan's Business Climate and Investment Attractiveness in Light of Current Trends

The 31st Plenary Session of the Foreign Investors' Council chaired by the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev. Astana, June 6, 2018 (www.fic.kz)

The history of EY's practice in Kazakhstan is closely bound up with the development of the country's business and investment climate. We began operating in Kazakhstan in 1992, when the market had just opened up to international cooperation. Many major investors (already clients of EY on a global level) recognised the market's potential and began opening offices here. We came to Kazakhstan to help clients who needed quality assurance and business advisory services meeting international standards. In time, the Government itself became our client and today, services to national companies and the Government make up a large part of our portfolio.

Over the course of 25 years, not only have we seen major improvements in the country's business environment (as a foreign investor and in representing the interests of our clients), but we have also made our own contribution by advising the Government on a wide range of issues concerning the investment climate and investment attractiveness.

It is essential to note that many of these achievements were made possible thanks to the timely course set by the country's leadership towards accelerated industrial and innovation-driven development and related programmes (GPFIIR 2010-2014, then GPIIR 2015-2019 as part of the Kazakhstan-2050 Strategy and the vision of Kazakhstan's inclusion in the top 30 developed countries). As a result, in only the last 10 years, the country has attracted on the order of $250 billion in foreign direct investments and has been the recipient of over 70 percent of the investments made in the Central Asian region (according to Kazakhstan's Ministry for Investments and Development).

Nevertheless, the events of recent years and global trends are fundamentally transforming the idea of investment attractiveness and the criteria by which it is evaluated. In October of this year, the World Economic Forum (WEF) published its annual report on the Global Competitiveness Index (GCI). GCI methodology was updated in 2018 to take elements of the Fourth Industrial Revolution into account. The 2018 report put Kazakhstan in 59th place (where it was in 2017). Despite Kazakhstan's respectable position in the general ranking of 140 countries, individual criteria show room for improvement. Thus, for example, Kazakhstan's competitiveness is judged to be average in terms of Information and Communications Technology (44th place) and Education and Skills (57th) and weak in the category of Innovation Capacity (87th).

Another recent World Bank Group report, The Best Countries to Invest In (a survey of over 6,000 chief executives and business owners worldwide), concludes that private, corporate and major institutional investors are concerned not only with a country's natural wealth and sales markets, but are increasingly deciding in favor of technologies and brands developed in a country.

No less important in terms of the investment climate today is science. According to the latest data from the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organisation (UNESCO) Institute for Statistics, the five leading countries in terms of investments in research and development (R&D) in absolute terms are the U.S., China, Japan, Germany and the Republic of Korea. As a percentage of GDP, South Korea is in the lead (4.3 percent), followed by Israel (4.1 percent) and Japan (3.6 percent). China's R&D spending is 2 percent of GDP and its average annual growth rate of R&D spending is 18.3 percent, compared with 1.4 percent in other developed countries. By way of comparison, spending on scientific research in Kazakhstan is less than 0.3 percent of GDP.

These examples illustrate the new reality of global competition for investments. Countries moving into the forefront today are those capable of projecting a favorable image – not only as a source of abundant and accessible natural resources, but also in offering investors high-quality human capital, technological infrastructure and conditions for the development of science and innovations.

Here it should be noted that the country's leadership has adopted a very forward-thinking policy – both externally (i.e. efforts to position the country to attract new investments) and on the domestic market (incentives to enhance the investment climate and encourage reinvestment by current investors) – and this policy takes into account all the latest global trends.

Kazakhstan's Ministry for Investment and Development, Ministry of Foreign Affairs and embassies and Kazakh Invest are making great headway on the external front. Here, I could name the recent initiatives for membership in the Eurasian Economic Union (EAEU) and the World Trade Organisation (WTO), expanded partnership with the European Union (EU), creation of the Astana International Financial Centre, involvement in the Belt and Road Initiative and much more.

Domestic issues are addressed not only by the Ministry for Investment and Development (one-stop shopping for all investors' issues), but also at such platforms as the Foreign Investors' Council (FIC), chaired personally by the head of state, and the Prime Minister's Council on Improvement of the Investment Climate.

EY has been an active member of FIC since 2001. Each year FIC's Investment Policy Working Group collaborates with the Ministry for Investments and Development and leading foreign investors to formulate a plan of action identifying the highest-priority issues affecting the investment climate and then, actively addresses those issues. These include the adoption of best global practices, legislative improvements and tax and customs administration. Sessions of the Prime Minister's Council on Improvement of the Investment Climate, where is EY is an active member as well, discuss ways of promoting a national investment policy in line with economic development priorities and the needs of current and potential investors.

The recently adopted National Investment Strategy for 2018-2022 (drafted by the Ministry of Innovation and Development and the World Bank with input from the community of foreign investors in the form of comments and suggestions submitted via the forums and platforms already mentioned) should also be mentioned. This Strategy identifies priority areas for investment, including areas with current potential (the food industry, deep processing of oil, gas and minerals and machine engineering) and others that hold promise for the future (information and communications technology (ICT), tourism and finance). The Strategy also identifies 36 countries that offer potential for closer cooperation, including 11 priority countries (China, France, Germany, Italy, Japan, Russia, South Korea, Turkey, the United Arab Emirates, the U.K. and the U.S.). The industry and country priorities identified in the Strategy will help in achieving the desired results.

Special attention should be given to soft power as a factor of growing importance in competition for investments. Soft power is the ability to influence the decisions of third parties by virtue of intangible assets. The concept of soft power includes a number of criteria: full and consistent integration in the global economy (open trade relations, an effective visa regime and immigration policy) and image (cultural heritage, science, sports and business image). Kazakhstan's achievements in the sphere of soft power include inter-ethnic and religious harmony, nuclear nonproliferation initiatives, renewable energy, international sports competitions and cultural events.

The country's numerous international conferences and forums also contribute to soft power. One such event, Promotion of Trade and Investments for Development: The Eurasian View, a high-level forum organised by Kazakhstan's Ministry of National Economy in partnership with a WTO group – the Friends of Investment Facilitation for Development – underscores the importance that the Government attaches to the multilateral discussion of investment opportunities.

Countries that have the soft power of influential brands obtain more investments by inspiring confidence in investors. Thus, for example, the specialised international exhibition EXPO-2017 in Astana had a positive impact on the country's development, both economically and in terms of image, and the exhibition infrastructure continues to generate value. This was vividly illustrated in November, when Kazakhstan President Nursultan Nazarbayev officially opened the Astana Hub, an international technopark for IT startups on the EXPO grounds.


Erlan Dosymbekov's participation as a speaker at a high-level forum “Promotion of Trade and Investments for Development: The Eurasian View", Astana, Sept. 28, 2018.

Efforts to promote a startup culture are yet another example of soft power and a key means of motivating talented young people to realize their business ideas in Kazakhstan. In today's gig economy, the younger generation can work remotely from any part of the world without being limited to a single employer, country or even citizenship, and they need to have the right conditions at home. This involves creating an entire culture. On the other hand, by enhancing the business climate, we make our market more attractive to foreign investors.

Finally, I would like to point out that modern investors (especially now, with such a wide choice of countries to invest in) are giving increasing attention to transparent and predictable legislative environment, rule of law and independence of judicial system in the country. They naturally want to safeguard their investments and be able to rely on the market in the long term. Laws also require updating to meet the needs of the digital age and this must be done in a timely manner. We at EY see great opportunities in this area and are open to discussion and joint efforts.

Created at : 21.12.2018, 11:55, Updated at : 21.12.2018, 11:55

Ерлан Досымбеков. Особенности развития деловой среды и инвестиционной привлекательности Казахстана в контексте современных трендов

Ерлан ДОСЫМБЕКОВ,

Управляющий партнер компании EY

по Казахстану и Центральной Азии,

Член Правления Ассоциации «Казахстанский Совет иностранных инвесторов»

Особенности развития деловой среды и инвестиционной привлекательности Казахстана в контексте современных трендов

История становления практики EY в Казахстане тесно переплетена с историей развития деловой и инвестиционной среды в стране. Мы начали свою деятельность в Казахстане в 1992 году. Тогда рынок только открывался возможностям международного сотрудничества. Многие крупные инвесторы (на тот момент уже являвшиеся клиентами глобальной сети EY) оценили потенциал рынка и стали открывать здесь офисы. Мы пришли в Казахстан, понимая, что нашим клиентам потребуются качественные услуги по аудиту и бизнес-консалтингу, соответствующие международным стандартам. Со временем нашим клиентом стало и само государство, и сегодня значительная доля нашего портфеля приходится на оказание услуг как национальным компаниям, так и различным министерствам и ведомствам.

На протяжении 25-ти лет мы не только наблюдали существенные положительные изменения в бизнес-среде страны (являясь иностранным инвестором и также представляя интересы клиентов), но и вносили в этот процесс свой вклад — консультируя Правительство по широкому спектру вопросов инвестклимата и инвестиционной привлекательности.

Вместе с тем, важно отметить, что многие достигнутые результаты стали возможны именно благодаря своевременно принятому руководством страны курсу на форсированное индустриально-инновационное развитие и соответствующими программами (ГПФИИР 2010-2014 годы, далее ГПИИР 2015-2019 годы как часть Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти развитых государств мира). Как результат, только за последние 10 лет в страну было привлечено порядка 250 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций; свыше 70% инвестиций в регионе Центральной Азии приходится на Казахстан (по информации Министерства по инвестициям и развитию РК).

Однако явления последних лет и глобальные тренды в корне меняют современные представления об инвестиционной привлекательности страны и параметрах ее оценки. В октябре текущего года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал свой ежегодный отчет по глобальному индексу конкурентоспособности стран (ГИК). В 2018 году методология ГИК была изменена и включила в себя компоненты четвертой индустриальной революции. По результатам отчета 2018 года Казахстан занял 59-е место (аналогично – в 2017 г.). Несмотря на достойную позицию страны в общем рейтинге 140 стран-участниц обзора, показатели по отдельным критериям демонстрируют необходимость дальнейшего развития. Так, например, конкурентоспособность Казахстана отмечается как «средняя» в разрезе «Информационно-коммуникационных технологий» (44-е место) и «Образование и навыки» (57-е место) и «слабая» по такому фактору, как «Инновационный потенциал» (87-е место).

Другой недавний отчет — The Best Countries to Invest In (или «Лучшие страны для инвестирования» по мнению опрошенных более чем 6000 руководителей и собственников бизнеса по всему миру) Группы Всемирного банка — приводит следующие выводы: наряду с природным богатством страны и рынками сбыта, инвесторы (как частные, так и корпоративные, а также крупные институциональные) все чаще делают выбор в пользу технологий и брендов, которые развиты в той или иной стране.

Не менее важной в контексте инвестиционной среды сегодня также является наука. Согласно последним данным Статистического института ЮНЕСКО, в пятерку стран-лидеров по объемам инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в абсолютном выражении вошли США, Китай, Япония, Германия и Республика Корея. В процентном соотношении к ВВП — лидером является Южная Корея (4,3% ВВП), за ней следуют Израиль (4,1%) и Япония (3,6%). Расходы Китая на НИОКР составляют 2% от ВВП, при этом среднегодовой темп роста расходов на НИОКР достигает 18,3% в сравнении с 1,4% в других развитых странах. Для сравнения: затраты на научные исследования в Казахстане составляют менее 0,3% от ВВП.

Данные примеры наглядно демонстрируют новые реалии глобальной конкуренции за инвестиции. Сегодня на опережение идут те страны, которые создают благоприятное о себе впечатление не только с точки зрения обилия и доступности природных ресурсов, но и тем, что обеспечивают инвесторов качественным человеческим капиталом, технологичной инфраструктурой и соответствующими условиями для развития науки и инноваций.

И здесь снова хотелось бы отметить очень предусмотрительную политику руководства страны — как относительно внешних факторов (т.е. работа над позиционированием страны для привлечения новых инвестиций), так и внутреннего рынка (меры по улучшению инвестклимата и содействию реинвестированию текущими инвесторами) — которая учитывает все последние глобальные тренды.

МИР и МИД РК, Посольства Казахстана и KAZAKH INVEST проводят большую работу на внешнем направлении. Сюда также относятся все последние инициативы по вступлению Казахстана в ЕАЭС и ВТО, расширенное партнерство с ЕС, созданию МФЦА, участию в проекте BRI («Один пояс-один путь») и многое другое.

Для решения внутренних вопросов, помимо непосредственно работы МИР РК по созданию «единого окна» по всем вопросам для инвесторов, дополнительно функционируют такие площадки, как Совет иностранных инвесторов (СИИ) под личным председательством Главы государства и Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-министре РК.

Компания EY – активный член СИИ с 2001 года. В рамках деятельности Рабочей группы СИИ по вопросам реализации инвестиционной политики ежегодно совместно с Министерством по инвестициям и развитию при участии представителей ведущих иностранных инвесторов мы определяем план работ, в котором обозначаем и затем плотно прорабатываем наиболее приоритетные вопросы в отношении инвестклимата. В их числе: применение лучших международных практик, совершенствование законодательства, налоговое и таможенное администрирование. На заседаниях Совета по улучшению инвестиционного климата при Премьер-министре РК, в котором мы также являемся активными членами, обсуждаются вопросы по содействию реализации единой инвестиционной политики Казахстана, отвечающей приоритетам развития экономики и потребностям действующих и потенциальных инвесторов.

Стоит упомянуть и недавно принятую Национальную инвестиционную стратегию на 2018-2022 годы (разработана МИР РК совместно со Всемирным банком, при этом сообщество иностранных инвесторов через вышеупомянутые площадки вносило свой вклад в виде комментариев и предложений). В данной стратегии обозначены приоритетные отрасли для инвестиций, причем как отрасли с действующим потенциалом (пищевая промышленность, глубокая переработка нефти, газа и полезных ископаемых, машиностроение), так и перспективные отрасли (ИКТ, туризм и финансы). Стратегия также определяет 36 потенциальных стран мира для усиленного сотрудничества, из них — 11 приоритетных (США, РФ, Великобритания, Германия, Франция, Италия, КНР, Япония, Южная Корея, Турция, ОАЭ). Обозначенные в стратегии отраслевые и страновые приоритеты помогут добиться результатов более эффективным образом.

Отдельное внимание хотелось бы уделить явлению «мягкой силы» как фактора возрастающей значимости в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций. «Мягкая сила» определяется как способность влиять на выбор третьих сторон благодаря нематериальным активам. Понятие «мягкой силы» включает ряд критериев: целостность и последовательность, интеграция в глобальную экономику (открытость в торговых отношениях, эффективный визовый режим и иммиграционная политика), имидж (культурное наследие, наука, спорт, деловой имидж). Среди достижений Казахстана в сфере «мягкой силы» можно отметить межэтническое и религиозное согласие, инициативы по нераспространению ядерного вооружения, внимание к вопросам возобновляемой энергетики, проведение международных спортивных соревнований, культурных мероприятий. Сюда же относятся многочисленные проводимые страной международные конференции и форумы. Из наиболее последнего – Форум высокого уровня «По продвижению торговли и инвестиций в целях развития: Евразийский взгляд», организованный Министерством национальной экономики РК в партнерстве с группой ВТО «Друзья в области содействия инвестициям в целях развития», проведением которого наше Правительство обозначило значимость дискуссии по вопросам содействия инвестициям на многостороннем уровне.

Безусловно, страны с влиятельными брэндами «мягкой силы» получают больше инвестиций за счет формирования доверия у инвесторов. Так, например, проведение международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане оказало положительный экономический и имиджевый эффект на развитие Казахстана. Немаловажно и то, что инфраструктура выставки продолжает приносить пользу — об этом свидетельствует официальное открытие в ноябре Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Международного технопарка IT-стартапов Astana Hub на площадке «ЭКСПО».

Внимание, оказываемое развитию стартап-культуры, – еще один пример «мягкой силы» и очень значимая мера в том, чтобы мотивировать талантливых молодых людей реализовывать свои бизнес-идеи в Казахстане. Сегодня в эпоху гиг-экономики, когда молодое поколение может дистанционно работать из любой точки мира без привязки к определенному работодателю, стране и даже гражданству, необходимо обеспечить ему лучшие условия работы на родине. Для этого нужно создать подходящую культуру. С другой стороны, развивая предпринимательскую среду, мы также способствуем усилению интереса иностранных инвесторов к нашему рынку.

В завершение хотелось бы отметить, что в условиях большого выбора стран, куда можно инвестировать, более серьезное внимание уделяется наличию в стране прозрачной и предсказуемой законодательной среды, верховенству закона и независимости судебной системы. Безусловно, инвесторы хотят быть уверенными в сохранности в долгосрочной перспективе своих инвестиций. Более того, законодательство необходимо приводить в соответствие с требованиями цифровой эпохи и делать это оперативно. В этом направлении мы в EY также видим большие перспективы и открыты к обсуждению и взаимодействию.

Добавлено : 21.12.2018, 11:55, Изменено : 21.12.2018, 11:55