Берик Арын. Свобода вероисповедания: цивилизационный выбор Казахстана

Берик АРЫН

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ:

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР КАЗАХСТАНА

Казахстан, обладая уникальными историко-культурными условиями, самобытностью общественного развития и спецификой религиозной сферы, сегодня реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений.

Принцип свободы вероисповедания отражен в Гражданском кодексе, Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и иных нормативных правовых актах. В стране созданы все необходимые государственно-правовые гарантии обеспечения свободы вероисповедания.

Основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений является конституционная норма о светском характере государства.

Феномен Казахстана заключается в том, что благодаря единству и согласию страна достойно прошла непростой путь исторического становления своей государственности и обрела признание международного сообщества.

Суверенитет предоставил республике необходимость самостоятельного управления не только экономическими и политическими процессами, но и процессами в такой тонкой и деликатной сфере как религиозная, с выработкой собственной модели выстраивания государственно-конфессиональных отношений.

Пристальное внимание молодого государства к религиозной сфере было обусловлено активизацией феномена религии в нашем регионе на фоне обрушения в конце ХХ века атеистической системы СССР.

Курс на продвижение и упрочение политики межконфессионального и межэтнического согласия, объявленный Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на заре независимости, на протяжении всей современной истории формировал ключевой смысл государственной политики Казахстана в сфере религии – это единение нации во имя развития, стабильности и безопасного будущего, наличие долгосрочной стратегии духовной модернизации общества, выверенных целей по регулированию религиозной сферы и целенаправленной политики по их достижению.

Основной Закон страны законодательно регулирует сферу осуществления свободы вероисповедания или распространения религиозных убеждений в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности, прав и свобод граждан.

Согласно статье 14 Конституции Казахстана «все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». А в статье 22 Конституции РК четко закреплено: «Каждый имеет право на свободу совести».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая в 1993 году с докладом «Наши ориентиры – консолидация, общественный прогресс и социальное партнерство», подчеркнул, что «Казахстан – государство светское, этот принцип закреплен в Конституции». При этом он особо отметил, что «Казахстан не будет государством, исповедующим религиозные принципы во внутренней и внешней политике, и, тем более, не может быть речи о создании партий на религиозных платформах».

Одним из первых законодательных актов после обретения Казахстаном независимости стал Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 год), обозначивший базовые принципы конфессиональной политики молодой республики. Закон создал равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций, предоставив им широкие возможности для деятельности. Установил равенство всех религий перед законом, право граждан определять свое отношение к религии.

Главным результатом действия Закона стало создание эффективных законодательных основ, приведших к отсутствию межконфессиональных конфликтов в казахстанском обществе, формированию в мировом сообществе позитивного имиджа страны как инициатора уникальных межрелигиозных диалоговых площадок мирового масштаба.

В 1993 году по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Конституцию внесено положение, предусматривающее запрет на деятельность общественных и религиозных организаций, провозглашающих или на практике реализующих религиозную нетерпимость.

Данное положение нашло свое отражение в статье 53 Конституции 1995 года, но с более широкой формулировкой. Также в текст новой Конституции внесена статья, направленная против пропаганды и агитации религиозного превосходства.

В Гражданский кодекс были внесены ряд положений, касающихся деятельности миссионеров, зарубежных руководителей религиозных объединений и духовных учебных заведений, которые должны быть согласованы с государственными органами республики (статья 109).

Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» (10 февраля 2000 года) обозначил перед госорганами задачи по осуществлению строгого надзора за недопущением радикализации религиозного сознания граждан, подрыва межконфессионального и межэтнического согласия в обществе.

Таким образом, с первых лет независимости Казахстан официально придерживается курса политики невмешательства в религиозную сферу, но при этом координирует процессы в сфере свободы вероисповедания путем принятия свода законов политико-правового порядка.

В целом, благожелательная позиция государства в религиозном вопросе создала предпосылки для значительного увеличения религиозных объединений в республике. Анализ обстановки того периода говорит о том, что существующая сеть религиозных обществ охватывала все области, города и большинство районов республики и представлена как традиционными, так и нетрадиционными для нашей страны религиозными объединениями (церковь «Новая жизнь», Сун Бок Ым, общества сознания Кришны и веры Бахаи, церковь «Объединения», церковь Иисуса Христа, различные миссии).

Фактически, по состоянию на 1 января 2011 года, количество религиозных объединений выросло более чем в 6 раз и составило 4 551, число же конфессий и деноминаций достигло 46. Такое многообразие конфессионального пространства не могло не влиять на изменение характера государственно-конфессиональных отношений. К тому же ренессанс религии и религиозной культуры сопровождался масштабностью возводимых мечетей, храмов и других культовых сооружений. Пропорционально возрастала численность верующей части населения.

В итоге, по оценке отечественных экспертов, «абсолютизация принципа свободы вероисповедания, воплощенная в крайне демократичном религиозном законодательстве, в определенной степени стала причиной уязвимости молодого государства перед новыми вызовами и угрозами – начиная от проникновения в Казахстан псевдорелигиозного экстремизма и терроризма и заканчивая эрозией традиционных ценностей и религиозной идентичности народа».

В этих условиях актуализируются запросы общества на усиление контроля за соблюдением законодательства по вопросам религии; более активном участии государства в процессах, протекающих на религиозном поле; исполнение посреднических функций между религиозными организациями и государством; изучение потребностей верующих по реализации их религиозных свобод; устранение существующих очагов напряженности и конфликтных ситуаций на конфессиональной почве.

Эти факторы обусловили необходимость принятия Парламентом страны в октябре 2011 года нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», определяющим новую стратегическую линию государства в сфере государственно-конфессиональных отношений и обеспечении свободы вероисповедания, регулирующим сферу религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений.

Закон разрабатывался с учетом межконфессиональной ситуации в стране с опорой на опыт передовых европейских светских государств и направлен на укрепление толерантности и согласия в казахстанском обществе.

В «Преамбуле» отдельно упомянуты ислам ханафитского направления и православное христианство, их особая роль в истории Казахстана. Это сделано с целью обозначить определенные приоритеты в религиозной политике государства, которое, будучи светским, тем не менее, не может позволить себе самоустраниться от решения актуальных проблем стратегически важной сферы. Так, религиозные праздники Курбан-айт и православное Рождество в республике являются нерабочими днями.

Принятие Закона позволило обновить и совершенствовать нормативную базу (еще дополнительно 14 НПА) в сфере религии, создать необходимые правовые условия для функционирования религиозных объединений, определения перечня документов для регистрации и выработки требований к Уставу религиозного объединения, основания и порядка проведения религиоведческой экспертизы.

В рамках реализации положений Закона была успешно проведена процедура перерегистрации религиозных объединений, что обеспечило структурирование и систематизацию конфессионального пространства республики, получение наиболее точных данных о количестве религиозных объединений и их вероисповедной принадлежности, позволившая систематизировать численность конфессий и деноминаций с 46 до 18.

По итогам завершившейся 25 октября 2012 года перерегистрации численность религиозных объединений и их филиалов снизилась до 3088. Сокращение религиозных объединений на треть произошло за счет объединений, не сумевших по ряду причин обосновать свою легитимность. Не допущена перерегистрация псевдорелигиозных структур и ряда религиозных объединений, представивших недостоверные сведения в учредительных документах.

Закон 2011 года практически отразил потребность полиэтноконфессионального общества в более активном участии государства в процессах, протекающих на религиозном поле и позволяющих предотвратить злоупотребления свободой и не допустить угрозы личности, обществу и государству. Важное значение придано регулированию правового поля для деятельности религиозных организаций и иностранных миссионеров.

Закон не делит религии на «традиционные» и «нетрадиционные», «малые» или «крупные». Никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной. Государство равно уважительно относится к верующим всех конфессий и людям атеистических убеждений.

Законодательная база способствует определению базовых принципов государственной политики в области обеспечения свободы вероисповедания –это принцип нейтралитета, принцип толерантности и принцип паритета.

Принцип нейтралитета подразумевает невмешательство государства во внутренние дела религиозных объединений, а религиозных объединений – в деятельность государства и общества.

Принцип толерантности означает уважительное отношение к светским ценностям государства и религиозным убеждениям верующей части населения.

Принцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий.

Помимо Закона, в настоящее время действуют 14 нормативных правовых актов, регулирующих различные вопросы религиозной деятельности, религиоведческой экспертизы, распространения религиозной литературы, осуществления миссионерской деятельности, строительства культовых зданий и т.д.

Важным элементом работы государства в сфере религии является формат сотрудничества и открытый диалог с религиозными объединениями. Государство на постоянной основе проводит мероприятия по разъяснению представителям религиозных объединений положений законодательства и организует конструктивное взаимодействие их реализации. Активно ведется работа по привлечению НПО, экспертного сообщества, представителей духовенства к изучению религиозной ситуации и выработке рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере религии.

Приоритетом Министерства информации и общественного развития как уполномоченного государственного органа республики в сфере религии является дальнейшее совершенствование казахстанской модели взаимодействия государства и религии, продвижение политики свободы вероисповедания. Его основу составляет Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы.

Показателем успешности и эффективности государственной политики в области свободы вероисповедания в республике является деятельность официально зарегистрированных в 2018 году 3 720 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий.

Традиционно самыми многочисленными среди религий по-прежнему являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. Имеются также католические и протестантские конфессии, иудейские, буддистские и другие общины.

Руководители религиозных объединений Казахстана активно участвуют в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение гражданского мира и духовного согласия. Входят в состав Ассамблеи народа Казахстана, консультативных органов на центральном и местном уровнях.

Казахстан наглядно демонстрирует миру, что религия выполняет важнейшую роль в сохранении стабильности и согласия внутри страны, укреплении общенационального единства на универсальных общечеловеческих ценностях, а различные религии и конфессии могут сосуществовать и гармонично развиваться на основе полного взаимопонимания и взаимоуважения.

В целях неукоснительного обеспечения соблюдения конституционного права на свободу вероисповедания государством принимаются превентивные меры по выявлению и устранению любых нарушений законности в данной сфере, восстановлению нарушенных прав верующих, независимо от их вероисповедной принадлежности, а также попыток использования религии, религиозных символов и религиозной идентичности в целях разжигания межконфессиональной вражды и розни.

VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Астана, 10-11 октября 2018 г.

Государство в своей деятельности по поддержанию свободы вероисповедания опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека, поэтому наша нормативная база соответствует основным принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых ОБСЕ и рядом других международных организаций, а также опыту развитых демократических государств мира.

Казахстан имеет положительные оценки эффективности действующей в стране модели обеспечения гражданского мира и согласия со стороны ООН, ОБСЕ, ОИС и других крупных международных организаций.

Высокую оценку сложившейся в Казахстане модели межконфессионального согласия дали Папа Римский Иоанн Павел Второй во время посещения страны в 2001 году, а также авторитетные духовные иерархи мировых и традиционных конфессий – участники I-VI Съездов лидеров мировых и традиционных религий в г.Астана.

Важно и то, что согласно социологическим опросам, принимаемые законодательные меры пользуются всемерной поддержкой населения, что положительно сказывается на религиозной ситуации в стране.

Весомый вклад в продвижение позитивного имиджа страны как либеральной по отношению к религии, вносит ее активное сотрудничество и обмен опытом с представителями крупных международных правозащитных организаций, дипломатического корпуса, в том числе с посольствами США, Великобритании, стран ЕС в Казахстане, Центра ОБСЕ в г.Астане, Регионального отделения по Центральной Азии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Специальным докладчиком ООН по вопросам религий и убеждений.

Вместе с тем, имеется ряд замечаний со стороны экспертов Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) касательно проведения экспертизы на ввозимую в страну религиозную литературу, использования Закона о терроризме и религиозном экстремизме для «борьбы с религиозным инакомыслием и политической оппозицией». Также указывается на расплывчатость в казахстанском законодательстве определения понятий «экстремизм» и «подстрекательство к социальной розни», что, по их мнению, ведет к «чрезмерному ограничению» свободы религии. Имеются предложения по отмене процедуры регистрации религиозных объединений и миссионеров с требованием придания правового статуса некоторым религиозным общинам.

Несмотря на критику западных партнеров, Казахстан является наиболее либеральной страной на постсоветском пространстве по уровню терпимости к религиям и обеспечению свободы вероисповедания.

Рекомендации международных правозащитных организаций соблюдаются на должном уровне, учитываются мнения спецдокладчиков ООН по свободе религий и убеждений, на постоянной основе ведется работа по усилению роли Съезда лидеров мировых и традиционных религий, проводимого в Астане.

Согласно достигнутой в ходе визита Министра общественного развития РК Дархана Калетаева в США в июле 2018 года создана Рабочая экспертная группа в составе представителей заинтересованных органов Казахстана, Госдепартамента США и USCIRF, в рамках которой стороны будут обмениваться мнениями по вопросам регулирования религиозной сферы, обеспечения свободы вероисповедания, а также излагаться позиция нашей страны относительно критики американской стороны. Проведение первого заседания Рабочей группы планируется весной 2019 г. в Астане.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы в заключение отметить, что Республика Казахстан в своем цивилизационном выборе собственной политики свободы вероисповедания идет по пути непреходящих ценностей всего человечества – диалога и согласия, гармонии интересов, мирной созидательной жизни, благополучия и процветания.

_________________________________________

ОБ АВТОРЕ. Берик Арын – экс-Вице-министр общественного развития Республики Казахстан.

Работает на ответственных должностях государственной службы Казахстана с 2006 года. Занимал должности Заместителя руководителя Аппарата Сената Парламента РК, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Арабской Республике Египет, по совместительству – в Королевстве Марокко, Алжирской Народной Демократической Республике и Республике Тунис, Постоянного Представителя Республики Казахстан при Лиге Арабских Государств.

Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посланника II класса. Владеет арабским и английским языками. Обладает государственными и международными наградами: Орден «Құрмет» (2012) и юбилейные медали.

Добавлено : 29.03.2019, 17:40, Изменено : 29.03.2019, 17:40