Айдарбек Туматов "Год с момента начала Астанинского процесса по Сирии: его итоги и оценки"

Айдарбек ТУМАТОВ

Директор Департамента Азии и Африки Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Год с момента начала Астанинского процесса по Сирии: его итоги и оценки

Гражданская война в Сирии является одним из наиболее кровопролитных конфликтов второго десятилетия XXI века, который находится в фокусе внимания всего мирового сообщества. Военные действия в этой стране легли тяжелым бременем, в первую очередь, на плечи сирийского народа. Так, по данным Агентства ООН по делам беженцев, за время конфликта более 5,5 млн. человек покинули пределы страны, спровоцировав крупнейший в мире кризис беженцев.

Отдельной угрозой, нависшей над всем миром, стала активизация таких террористических групп как «ДАИШ», «Джабхат ан-Нусра» и аффилированных с ними вооруженных группировок, захвативших значительные территории в Сирии и угрожавших распространением своего влияния на близлежащие страны.

Таким образом, продолжающийся конфликт представляет собой одну из самых комплексных проблем мировой политики как в рамках противодействия международному терроризму и обеспечения безопасности, так и для будущего геополитического устройства всего Ближнего Востока.

Учитывая острую необходимость в скорейшем прекращении кровопролития в Сирии, 17 декабря 2016 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поддержал инициативу Президента России Владимира Путина и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по проведению переговоров по межсирийскому урегулированию в Астане.

Выбор Астаны в качестве площадки для проведения переговоров по Сирии был продиктован тем, что Казахстан зарекомендовал себя как миролюбивое государство, пользующееся доверием международного сообщества и поддерживающее дружеские отношения со всеми заинтересованными сторонами. Во многом благодаря этому, несмотря на все имеющиеся глубокие противоречия, впервые с момента начала конфликта в 2011 году представители сирийского правительства и вооруженной оппозиции сели за один стол переговоров, дав старт Астанинскому процессу.

Стоит отметить, что в Резолюции Совета Безопасности ООН 2336 (2016) начало переговоров в Астане было отмечено как важный шаг в достижении мира в Сирии. Казахстанская сторона, в свою очередь, постаралась создать все условия для плодотворных переговоров как для представителей стран-гарантов, так и для Правительства САР и вооруженной оппозиции.

Повестка дня Астанинского процесса была сформирована на основе Соглашения о прекращении огня, подписанного между Правительством Сирии и вооруженной оппозицией 30 декабря 2016 года. Переговоры в Астане были нацелены на достижение одной главной цели – сохранение и укрепление режима прекращения огня в Сирии путем создания эффективных механизмов его соблюдения. Прекращение боевых действий было условием «sine qua non», без которого любые переговоры по политическому урегулированию не имели бы смысла. К слову, это признал и Специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, под чьим руководством проводятся встречи в Женеве в рамках политического трека.

В настоящее время можно констатировать, что проведенные с января по декабрь 2017 г. восемь раундов Астанинского процесса по сирийскому урегулированию кардинально изменили ход событий в Сирии и позволили добиться прекращения масштабных вооруженных действий между враждующими сторонами.

Главным итогом первого раунда переговоров в январе 2017 г. стало решение о создании странами-гарантами – Россией, Турцией и Ираном – трехстороннего механизма по мониторингу и обеспечению полного соблюдения режима прекращения огня, предотвращению провокаций и определению условий для присоединения вооруженных группировок к режиму прекращения.

Следующей важной вехой Астанинского процесса стал подписанный 4 мая 2017 г. странами-гарантами Меморандум о создании в Сирии зон деэскалации, согласно которому в четырех зонах безопасности в провинциях Идлиб, Латакия, Хама, Алеппо, Хомс, Восточной Гуте пригорода Дамаска, а также южных провинциях Дераа и Эль-Кунейтра были полностью прекращены боевые действия. В границах этих зон деэскалации обеспечивался безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ, были созданы условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан, приняты меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь, водо- и энергоснабжения, созданы условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

На протяжении всех раундов переговоров параллельно военными экспертами велась кропотливая работа по размежеванию вооруженной оппозиции от террористических группировок, которая, в конечном итоге, дала возможность странам-гарантам сфокусироваться на борьбе с международным терроризмом.

Отмеченное выше существенное снижение уровня насилия в Сирии, достигнутое благодаря усилиям стран-гарантов на протяжении всех предыдущих раундов переговоров в Астане, позволили сконцентрировать внимание и на гуманитарном треке. Так, в ходе последнего декабрьского раунда переговоров в Астане было подписано «Положение о рабочей группе по освобождению задержанных/заложников, обмену тел погибших и поиску пропавших без вести». Согласно договоренностям, создается рабочая группа, в состав которой, помимо представителей стран-гарантов, войдут сотрудники ООН. При этом страны-гаранты обязуются использовать свое влияние на стороны с тем, чтобы они гарантировали гуманное обращение с задержанными при любых обстоятельствах.

В этом направлении предстоит приложить немало усилий, поскольку слишком высок уровень недоверия между противоборствующими сторонами, особенно в таком чувствительном вопросе как обмен заложниками и пленными. У всех заинтересованных сторон есть понимание в необходимости достижения прогресса на этом треке.

Изначально принимая решение о предоставлении площадки Астаны для сирийского урегулирования, мы исходили из понимания, что встречи в Астане, поддержанные соответствующей Резолюцией СБ ООН, являются неотъемлемой частью Женевского процесса и призваны придать значительный импульс политическим переговорам оппозиции и Правительства САР. Именно этим руководствовался и Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, принимавший участие практически во всех раундах Астанинского процесса и высоко оценивавший достигнутые результаты. В итоге, прошедшие раунды переговоров в Женеве, которые возобновились после долгой паузы в феврале-марте 2017 года, проходили в условиях прекращения активных боевых действий в Сирии, заложенных переговорами в рамках Астанинского процесса. Это позволило сторонам перейти к обсуждению политической части повестки дня, как того требует Резолюция Совета Безопасности ООН 2254 (2015). Помощник Генерального секретаря ООН Мирослав Енча по этому поводу отметил: «На площадке Астаны поддерживается политический процесс решения сирийской проблемы, который проходит в Женеве».

Наряду с этим, 29-30 января текущего года в Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога, решение о проведении которого было принято в ходе Астанинского процесса странами-гарантами в декабре 2017 года. Основным итогом Конгресса явилось создание Конституционной комиссии под руководством Спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, которая должна приступить к работе над новой Конституцией страны. Как отмечалось участниками Конгресса, его проведение стало возможным благодаря переговорам в Астане.

На сегодняшний день все заинтересованные стороны едины во мнении о необходимости достижения окончательного политического решения сирийского кризиса. Однако вынуждены признать, что до сих пор отсутствие доверия между вовлеченными в конфликт сторонами является краеугольным камнем, угрожающим мирному процессу. Отсутствие доверия также не раз ставило под угрозу переговоры и на Астанинской площадке, особенно в период первых раундов встреч, когда стороны с трудом преодолевали противоречия. В результате, несмотря на то, что Казахстан не был напрямую вовлечен в переговорный процесс, мы вынуждены были прилагать значительные дипломатические усилия для того, чтобы снизить остроту противоречий между участниками переговоров. Так, в ходе неоднократных встреч Министра иностранных дел Кайрата Абдрахманова с представителями Правительства Сирии и вооруженной оппозиции акцентировалось внимание на принципиальной важности поиска компромисса в ходе переговоров для дальнейшего прогресса в урегулировании сирийского кризиса.

Кроме того, хотелось бы отметить, что Решение Главы государства Нурсултана Назарбаева о предоставлении площадки Астаны для переговорного процесса совпало по времени с нашим непостоянным членством в Совете Безопасности ООН в период 2017-2018 годы. Данное обстоятельство накладывает дополнительную ответственность на дипломатическое ведомство Казахстана. В этой связи, Казахстан будет и далее прилагать максимальные усилия по решению вопросов, связанных с региональной и глобальной безопасностью. Мы уверены, что все страны международного сообщества, особенно те, которые имеют влияние на враждующие стороны в Сирии, должны отложить все имеющиеся противоречия и приложить максимум усилий для стабилизации ситуации в этой стране для того, чтобы положить конец страданиям миллионов простых сирийцев.

Вместе с тем, учитывая сложность сирийского кризиса, периодическую эскалацию напряженности в этой стране, Астанинский процесс по урегулированию военной ситуации в САР продолжит свою работу параллельно с Женевским процессом, нацеленным на решение политических вопросов сирийского урегулирования.



Добавлено : 12.04.2018, 19:35, Изменено : 12.04.2018, 19:35