​Aidarbek TUMATOV "A Year since the Start of the Astana Process on Syria: Its Outcomes and Assessments"

Aidarbek TUMATOV

Director of the Asia and Africa Department of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan

A Year since the Start of the Astana Process on Syria: Its Outcomes and Assessments

The civil war in Syria is one of the deadliest conflicts of the second decade of the 21st century and the focus of attention of the entire world community. Hostilities in this country have put a heavy strain, first of all, on the Syrian people. Thus, according to the UN Refugee Agency, more than 5.5 million people left the country during the conflict, provoking the world's largest refugee crisis.

The increased terrorist activity of Daesh, Jabhat al-Nusra and their affiliated armed groups that seized significant territories in Syria and threatened to spread their influence to neighboring countries was another menace looming over the whole world.

Thus, the ongoing conflict represents one of the most complex problems of world politics, both for countering international terrorism and ensuring security and the geopolitical future of the entire Middle East.

Given the urgent need for an early end to the bloodshed in Syria, on Dec. 17, 2016, President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev supported the initiative of President of Russia Vladimir Putin and President of Turkey Recep Tayyip Erdogan to hold talks in Astana on an inter-Syrian settlement.

Astana was chosen as a platform for negotiations on Syria because Kazakhstan has proved to be a peace-loving state enjoying the confidence of the international community and maintaining friendly relations with all stakeholders. Largely due to this, for the first time since the beginning of the conflict in 2011, representatives of the Syrian government and the armed opposition came to the negotiating table, despite all the deep-rooted contradictions, to launch the Astana Process.

It is worth pointing out that UN Security Council Resolution 2336 (2016) notes the beginning of the Astana talks as an important step in achieving peace in Syria. Kazakhstan, in turn, tried to create all conditions for fruitful negotiations both for representatives of the guarantors, the government of the Syrian Arab Republic (SAR) and the armed opposition.

The Astana Process agenda was based on a Ceasefire Agreement signed between the government of Syria and the armed opposition on Dec. 30, 2016. The Astana talks were focused on one main goal – maintaining and strengthening the ceasefire in Syria by creating effective mechanisms for its observance. The cessation of hostilities was a sine qua non condition, without which any negotiations on a political settlement would not make sense. This was recognised by UN Special Envoy for Syria Staffan de Mistura, who spearheads Geneva meetings as part of the political track.

At present, it can be stated that the eight rounds of the Astana Process on the Syrian settlement held from January to December 2017 have drastically changed the course of events in Syria and led to the cessation of large-scale hostilities between the opposing sides.

The main outcome of the first round in January 2017 was the decision of the guarantors – Iran, Russia and Turkey – to establish a tripartite mechanism for monitoring and ensuring full ceasefire, prevent provocations and determine the conditions for the joining of armed groups to the ceasefire.

The next important milestone of the Astana Process was the Memorandum on the Creation of de-Escalation Areas in Syria signed by the guarantors on May 4, 2017, according to which hostilities were completely ceased in the four security zones in the provinces of Aleppo, Hama, Homs, Idlib and Latakia, eastern Ghouta, the suburbs of Damascus and the southern provinces of Al-Quneitra and Deraa. Within these de-escalation zones, it has provided safe and unhindered humanitarian access, created conditions for rendering medical assistance to the population and meeting the priority needs of citizens, taken measures to restore infrastructure, primarily water and energy supply, and created conditions for the safe and voluntary return of refugees and internally displaced persons.

During the talks, military experts were involved in the painstaking work to separate the armed opposition from terrorist groups, which ultimately enabled the guarantors to focus on countering international terrorism.

The above-mentioned significant decline in violence in Syria, achieved thanks to the efforts of the guarantors throughout all previous rounds of the Astana talks, made it possible to centre on the humanitarian track as well. Thus, participants of the recent round of the Astana talks in December signed the regulation on the Working Group on the Release of Detainees/Abductees and Handover of the Bodies as well as the Identification of Missing Persons. The agreements establish a working group, which will include UN staff members in addition to representatives of the guarantors. At the same time, the guarantors undertake to use their influence on the parties so that they guarantee the humane treatment of detainees under any circumstances.

Much remains to be done in this direction, since the level of distrust between the opposing sides is too high, especially in such a sensitive matter as the exchange of hostages and prisoners. All stakeholders are aware of the need to make progress in this direction.

Initially, when we decided to provide the Astana platform for the Syrian settlement, our understanding was that the meetings in Astana, supported by the relevant UN Security Council resolution, were an integral part of the Geneva Process and were held to give a significant impetus to the political talks of the opposition and the government of the SAR. That was what guided UN Special Envoy for Syria Staffan de Mistura, who participated in almost all rounds of the Astana Process and welcomed its results.

As a result, the Geneva talks resumed after a long pause in February-March 2017 were held when active hostilities in Syria were ceased thanks to the Astana talks. This helped the parties start discussing the political aspect of the agenda, as required by UN Security Council resolution 2254 (2015). As UN Assistant Secretary-General Miroslav Jenca noted, “The political process of solving crises in Syria, which takes place in Geneva, is supported by the Astana platform."

Along with this, in December 2017 during the Astana Process the guarantors decided to hold the Syrian National Dialogue Congress, which was eventually hosted by Sochi on Jan. 29-30. The main outcome of the congress was the set-up of the Constitutional Commission under the leadership of de Mistura, which would work on the new Constitution of the country. As noted by the congress participants, it was made possible thanks to the Astana talks.

To date, all stakeholders agree on the need to have a final political solution to the Syrian crisis. However, we have to admit that, until now, the lack of trust between the parties involved in the conflict has been the cornerstone threatening the peace process. Moreover, distrust jeopardised the Astana talks more than once, especially during the first rounds of meetings, when the parties had difficulty in overcoming the contradictions. As a result, in spite of the fact that Kazakhstan was not directly involved in the negotiation process, we had to make considerable diplomatic efforts in order to smooth over the contradictions between the participants in the talks. Thus, during several meetings of Foreign Minister Kairat Abdrakhmanov with representatives of the government of Syria and the armed opposition, attention was centred on the fundamental importance of finding a compromise in the negotiations for further progress in resolving the Syrian crisis.

In addition, I would like to note that the decision of President Nursultan Nazarbayev to provide the Astana platform for negotiations coincided with our non-permanent membership in the UN Security Council during 2017-2018. This circumstance imposes additional responsibility on the Ministry of Foreign Affairs of Kazakhstan. In this regard, Kazakhstan will continue to make its utmost efforts to address issues related to regional and global security. We are certain that all countries of the international community, especially those that have influence on the opposing parties in Syria, must put aside all differences and do their best to stabilise the situation in this country in order to end the suffering of millions of Syrians.

At the same time, given the complexity of the Syrian crisis and the periodic escalation of tension in this country, the Astana Process for resolving the military situation in the SAR will continue its work in parallel with the Geneva Process aimed at resolving the political issues of the Syrian settlement.



Created at : 12.04.2018, 19:35, Updated at : 12.04.2018, 19:35

Айдарбек Туматов "Год с момента начала Астанинского процесса по Сирии: его итоги и оценки"

Айдарбек ТУМАТОВ

Директор Департамента Азии и Африки Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Год с момента начала Астанинского процесса по Сирии: его итоги и оценки

Гражданская война в Сирии является одним из наиболее кровопролитных конфликтов второго десятилетия XXI века, который находится в фокусе внимания всего мирового сообщества. Военные действия в этой стране легли тяжелым бременем, в первую очередь, на плечи сирийского народа. Так, по данным Агентства ООН по делам беженцев, за время конфликта более 5,5 млн. человек покинули пределы страны, спровоцировав крупнейший в мире кризис беженцев.

Отдельной угрозой, нависшей над всем миром, стала активизация таких террористических групп как «ДАИШ», «Джабхат ан-Нусра» и аффилированных с ними вооруженных группировок, захвативших значительные территории в Сирии и угрожавших распространением своего влияния на близлежащие страны.

Таким образом, продолжающийся конфликт представляет собой одну из самых комплексных проблем мировой политики как в рамках противодействия международному терроризму и обеспечения безопасности, так и для будущего геополитического устройства всего Ближнего Востока.

Учитывая острую необходимость в скорейшем прекращении кровопролития в Сирии, 17 декабря 2016 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поддержал инициативу Президента России Владимира Путина и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по проведению переговоров по межсирийскому урегулированию в Астане.

Выбор Астаны в качестве площадки для проведения переговоров по Сирии был продиктован тем, что Казахстан зарекомендовал себя как миролюбивое государство, пользующееся доверием международного сообщества и поддерживающее дружеские отношения со всеми заинтересованными сторонами. Во многом благодаря этому, несмотря на все имеющиеся глубокие противоречия, впервые с момента начала конфликта в 2011 году представители сирийского правительства и вооруженной оппозиции сели за один стол переговоров, дав старт Астанинскому процессу.

Стоит отметить, что в Резолюции Совета Безопасности ООН 2336 (2016) начало переговоров в Астане было отмечено как важный шаг в достижении мира в Сирии. Казахстанская сторона, в свою очередь, постаралась создать все условия для плодотворных переговоров как для представителей стран-гарантов, так и для Правительства САР и вооруженной оппозиции.

Повестка дня Астанинского процесса была сформирована на основе Соглашения о прекращении огня, подписанного между Правительством Сирии и вооруженной оппозицией 30 декабря 2016 года. Переговоры в Астане были нацелены на достижение одной главной цели – сохранение и укрепление режима прекращения огня в Сирии путем создания эффективных механизмов его соблюдения. Прекращение боевых действий было условием «sine qua non», без которого любые переговоры по политическому урегулированию не имели бы смысла. К слову, это признал и Специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, под чьим руководством проводятся встречи в Женеве в рамках политического трека.

В настоящее время можно констатировать, что проведенные с января по декабрь 2017 г. восемь раундов Астанинского процесса по сирийскому урегулированию кардинально изменили ход событий в Сирии и позволили добиться прекращения масштабных вооруженных действий между враждующими сторонами.

Главным итогом первого раунда переговоров в январе 2017 г. стало решение о создании странами-гарантами – Россией, Турцией и Ираном – трехстороннего механизма по мониторингу и обеспечению полного соблюдения режима прекращения огня, предотвращению провокаций и определению условий для присоединения вооруженных группировок к режиму прекращения.

Следующей важной вехой Астанинского процесса стал подписанный 4 мая 2017 г. странами-гарантами Меморандум о создании в Сирии зон деэскалации, согласно которому в четырех зонах безопасности в провинциях Идлиб, Латакия, Хама, Алеппо, Хомс, Восточной Гуте пригорода Дамаска, а также южных провинциях Дераа и Эль-Кунейтра были полностью прекращены боевые действия. В границах этих зон деэскалации обеспечивался безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ, были созданы условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан, приняты меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь, водо- и энергоснабжения, созданы условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

На протяжении всех раундов переговоров параллельно военными экспертами велась кропотливая работа по размежеванию вооруженной оппозиции от террористических группировок, которая, в конечном итоге, дала возможность странам-гарантам сфокусироваться на борьбе с международным терроризмом.

Отмеченное выше существенное снижение уровня насилия в Сирии, достигнутое благодаря усилиям стран-гарантов на протяжении всех предыдущих раундов переговоров в Астане, позволили сконцентрировать внимание и на гуманитарном треке. Так, в ходе последнего декабрьского раунда переговоров в Астане было подписано «Положение о рабочей группе по освобождению задержанных/заложников, обмену тел погибших и поиску пропавших без вести». Согласно договоренностям, создается рабочая группа, в состав которой, помимо представителей стран-гарантов, войдут сотрудники ООН. При этом страны-гаранты обязуются использовать свое влияние на стороны с тем, чтобы они гарантировали гуманное обращение с задержанными при любых обстоятельствах.

В этом направлении предстоит приложить немало усилий, поскольку слишком высок уровень недоверия между противоборствующими сторонами, особенно в таком чувствительном вопросе как обмен заложниками и пленными. У всех заинтересованных сторон есть понимание в необходимости достижения прогресса на этом треке.

Изначально принимая решение о предоставлении площадки Астаны для сирийского урегулирования, мы исходили из понимания, что встречи в Астане, поддержанные соответствующей Резолюцией СБ ООН, являются неотъемлемой частью Женевского процесса и призваны придать значительный импульс политическим переговорам оппозиции и Правительства САР. Именно этим руководствовался и Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, принимавший участие практически во всех раундах Астанинского процесса и высоко оценивавший достигнутые результаты. В итоге, прошедшие раунды переговоров в Женеве, которые возобновились после долгой паузы в феврале-марте 2017 года, проходили в условиях прекращения активных боевых действий в Сирии, заложенных переговорами в рамках Астанинского процесса. Это позволило сторонам перейти к обсуждению политической части повестки дня, как того требует Резолюция Совета Безопасности ООН 2254 (2015). Помощник Генерального секретаря ООН Мирослав Енча по этому поводу отметил: «На площадке Астаны поддерживается политический процесс решения сирийской проблемы, который проходит в Женеве».

Наряду с этим, 29-30 января текущего года в Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога, решение о проведении которого было принято в ходе Астанинского процесса странами-гарантами в декабре 2017 года. Основным итогом Конгресса явилось создание Конституционной комиссии под руководством Спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, которая должна приступить к работе над новой Конституцией страны. Как отмечалось участниками Конгресса, его проведение стало возможным благодаря переговорам в Астане.

На сегодняшний день все заинтересованные стороны едины во мнении о необходимости достижения окончательного политического решения сирийского кризиса. Однако вынуждены признать, что до сих пор отсутствие доверия между вовлеченными в конфликт сторонами является краеугольным камнем, угрожающим мирному процессу. Отсутствие доверия также не раз ставило под угрозу переговоры и на Астанинской площадке, особенно в период первых раундов встреч, когда стороны с трудом преодолевали противоречия. В результате, несмотря на то, что Казахстан не был напрямую вовлечен в переговорный процесс, мы вынуждены были прилагать значительные дипломатические усилия для того, чтобы снизить остроту противоречий между участниками переговоров. Так, в ходе неоднократных встреч Министра иностранных дел Кайрата Абдрахманова с представителями Правительства Сирии и вооруженной оппозиции акцентировалось внимание на принципиальной важности поиска компромисса в ходе переговоров для дальнейшего прогресса в урегулировании сирийского кризиса.

Кроме того, хотелось бы отметить, что Решение Главы государства Нурсултана Назарбаева о предоставлении площадки Астаны для переговорного процесса совпало по времени с нашим непостоянным членством в Совете Безопасности ООН в период 2017-2018 годы. Данное обстоятельство накладывает дополнительную ответственность на дипломатическое ведомство Казахстана. В этой связи, Казахстан будет и далее прилагать максимальные усилия по решению вопросов, связанных с региональной и глобальной безопасностью. Мы уверены, что все страны международного сообщества, особенно те, которые имеют влияние на враждующие стороны в Сирии, должны отложить все имеющиеся противоречия и приложить максимум усилий для стабилизации ситуации в этой стране для того, чтобы положить конец страданиям миллионов простых сирийцев.

Вместе с тем, учитывая сложность сирийского кризиса, периодическую эскалацию напряженности в этой стране, Астанинский процесс по урегулированию военной ситуации в САР продолжит свою работу параллельно с Женевским процессом, нацеленным на решение политических вопросов сирийского урегулирования.



Добавлено : 12.04.2018, 19:35, Изменено : 12.04.2018, 19:35