Aidar Amrebayev. National, Regional and Global Dimensions of Chinese Belt and Road Initiative

Aidar AMREBAYEV,

Candidate of Philosophy, Senior Researcher of the Institute for Philosophy, Political Science and Religion Studies

of the Ministry of Education and Science

of the Republic of Kazakhstan, Honorary Professor of the East China Normal University, Shanghai, China

National, Regional and Global Dimensions of Chinese Belt and Road Initiative

Five years have passed since the proclamation of the Belt and Road Initiative. The first anniversary of this Chinese foreign policy programme requires a particular mid-term audit, which will help us to understand why this initiative was launched, what specific goals are pursued, what was done during this period and how it changed the situation in China, the region and the world as a whole. We in Kazakhstan are naturally interested in knowing the role of our country in the implementation of this initiative and promoting our national interests in the context of our engagement in the Chinese Belt and Road Initiative.

The continental programme of the Silk Road Economic Belt was proclaimed in the capital of Kazakhstan, Astana, in September 2013 for a reason. Indeed, our country was a key element of the Belt and Road Initiative. China's path “to the West" crossed and crosses mainly Kazakhstan. At the same time, Kazakhstan actively interacts with China in the process of unlocking the potential of regional development and promotes a better understanding and opening by the Celestial Empire of its current growth opportunities.

This article reviews the national, regional and global implications of the Chinese Belt and Road Initiative, as well as Kazakhstan's positioning in these different dimensions.

Features of Modern Foreign Policy Philosophy of China

It should be said at once that the new initiative is associated with China's entry into the world arena as a global player, which openly declared its ambitions and goals despite the established precept of Deng Xiaoping recorded in his famous 24-character strategy, which has long defined China's foreign policy: “Observe calmly; cope with affairs calmly; secure our position; hide our capacities and never claim leadership." /1/

In this regard, a modern expert interpretation of Chinese foreign policy expressed symbolically in the Belt and Wall strategies is of particular interest.

The first strategy with an outward orientation sets the geostrategic task of seeking new opportunities for China's development, new markets, trade prospects for the export of Chinese goods and the promotion of civilisational values cultivated in the Celestial Empire, the soft power of which is itself a symbol of harmony, order and prosperity. It may be regarded as the extroverted foreign policy strategy, which is characteristic of the doctrine of the incumbent President Xi Jinping. It cultivates the positive image of China: the image of a reliable and predictable partner, an ancient civilisation whose key to success is not an aggressive foreign policy, but the pursuit of internal and external stability and the creative spirit of the people of the Celestial Empire.

The second strategy may be described as an introvert, inward orientation focusing on building up internal geopolitical power within the wall, a clear designation and protection of China's “strategic frontiers of vital space," a deliberate policy of preserving the unity of state and civilisational frontiers. In this regard, Beijing follows the instructions of the great reformer Deng Xiaoping: “Hide your strength, bide your time."

In fact, the expert and analytical community of China did not arrive at a consensus about which of the strategies is more preferable in modern conditions. Many believe that the concept of the “wall" is no longer relevant; China is gaining strength and power every day, which must be used by the Celestial Empire to ensure its rightful place in the world ranking.

China can influence the shaping of the global perspective of humankind. Strictly speaking, it is the adherents of this strategy that represent the core of the People's Republic of China (PRC) President's associates. In turn, Xi Jinping, having announced the ambitious Belt and Road programme, helped China to come out of the shadows, highlighting its global ambitions to take a rightful place in world politics.

According to the Chinese traditional worldview, China occupies a mid-position and, as per its political philosophy, is the Celestial Empire fulfilling a unique destiny of the interpretation of the Will of Heaven, the mission of bringing harmony to the world. Although this view is archetypal and can be traced back thousands of years, it is still relevant in modern political discourse.

Global Dimension of the Belt and Road

Today, no one doubts China's increased potential accompanied by its growing ambitions and opportunities in modern international politics, especially amidst the chaos and turbulence of the world order, which, as the Chinese believe, needs adjustment and harmonisation. The existing negative trends in world politics, including high regional conflictogenity, weak negotiability of countries, unfair distribution of social wealth in the world and inadequate representation in international organisations of the greater part of the world community, require “restoration of order and harmony" and “creation of the community of common destiny for mankind" in international relations. Promoting harmony, peace and prosperity and demonstrating an effective and fair social model is China's lofty mission. And in this regard, one may consider the Belt and Road Initiative as a Chinese globalisation model.

Thus, in a loose global political sense, the Belt and Road Initiative is not a separate geopolitical interest or a transport and logistics project, but a unique political philosophy of interaction, a strategy for building the modern world as a path of cooperation and common prosperity towards progress. This is the official message of the Chinese side to the world delivered through the reinterpretation of an ancient symbol, the Great Silk Road representing the magnificence, power and spiritual mission of China.

Kazakhstan shares the political philosophy of cooperation of countries for the sake of joint prosperity. Our country also assesses the main risks of modern international relations, which are of concern to the Chinese leadership. That is why the sides share views with respect to almost all the global issues of our time; they do not accept the use of force in international relations, ignoring the rules of international law, standing for the inviolability of sovereignty and territorial integrity, condemning interference in the internal affairs of states and imposing on them an ideology and a development model.

Belt and Road as a Topical Regional Development Project

The international turbulence and the slowdown of economic development in the regions that have traditionally been the drivers of world economic growth make it relevant to unlock the potential of Central Asia as a region with a new momentum of development. As is known, so far our region has been perceived as a periphery of world development, a kind of a landlocked area far from world transport corridors and communications.

In this context, China's vigorous economic growth over two decades and the Chinese Belt and Road strategic initiative provided Central Asia with a good opportunity to become a new growth point in Eurasia. The synergy between the regional evolvement and economic performance of modernising China has become in demand.

Our countries consider China as a wealthy and fastest growing business partner interested in broad-scale cooperation and modernisation of transport corridors for conjunction with other prosperous markets. Central Asian states found themselves at the crossroads of reviving business ties between East and West, North and South, which actualised the creation of country and regional hubs in Central Asia.

Besides the objective of modernising the economy and ensuring strong domestic growth, China itself faced the challenge of providing a favourable international and regional environment through the implementation of a new open Chinese “outward" regionalism, whose paradigm involves creating a Chinese regional order, the so-called Pan-Sinica. The geopolitics of the new Chinese “outward" regionalism is being implemented through economic diplomacy and proactive measures.

One of the tools of the geopolitical strategy of China is open border or cross-border regionalism. Chinese cross-border regionalism involves evaluation of its own outlying territories as contact spaces to project their global strategies. They are implemented through the political mechanisms of expansion and diversification of cross-border cooperation in the framework of the policy of “reform and openness," “outward-looking" policy and programme on building “border zone of openness."

The “new regionalism" is not opposing the globalisation trend. Countries do not limit themselves to national development; they benefit from regional cooperation. Chinese cross-border regionalism is also being implemented through regional programmes for the development of the western, north-eastern and south-western regions of the country, the construction of cross-border trade-economic, transport, cultural corridors, etc.

The “soft power" policy of China is implemented through political support for developing countries on the principles of non-interference in internal affairs, respect for state sovereignty and investment in relevant regional infrastructure projects that improve the capabilities of business communications in Asia.

The new foreign policy initiated by President Xi highlights the importance of China's relations with neighbouring countries and the construction of the New Silk Road. In order to strengthen economic ties, deepen interaction and expand areas of cooperation of the countries of Eurasia, China successfully applies the new model of cooperation, jointly building economic corridors along the Great Silk Road, taking into account the interests of the participating countries. Beijing rightly believes that to achieve this goal and establish a relevant and effective regional cooperation structure, it is necessary, first, to strengthen political contacts, develop transportation infrastructure, ensure smooth flow of trade, strengthen the monetary circulation and contribute to the rapprochement of the peoples of the region.

The Chinese leadership believes that the regional integration of Asia is a necessary stage in the course of economic globalisation. Despite this, due to the large difference in the levels of development in the subregions of Asia and the weak ties between the countries, cooperation in the region is not yet well developed in comparison with Europe and North America. Therefore, the Belt and Road project is difficult to implement, financially costly and oriented for long-term strategic perspective of the integration of all sub-regions of South, Southeast, Central and West Asia. The Belt and Road project is designed to stimulate the exchange of benefits between regions, to promote and improve the Eurasian supply, production and pricing chain and, ultimately, to bring Asian-wide and Eurasian cooperation to a new level.

In this respect, Beijing is willing to patiently work in more flexible formats of international regional cooperation, considering it with the neighbouring countries as a high priority. It is interesting that today we see the diversity of approaches from China: traditional bilateral format of “strategic partnership" with the neighbouring countries; bridging national development programmes (for example, bridging the Nurly Zhol new economic programme of Kazakhstan and the Chinese Belt and Road Initiative); connecting the existing integration formats of cooperation (for example, the famous connection of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Silk Road Economic Belt (SREB)) and multilateral coordination within the activities of international organisations, such as the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) and BRICS (Brazil, Russia, India, China and South Africa). This flexibility of approaches allows China to achieve the goal, making the necessary maneuver in case of blocking or limitation of one format or another.

Belt and Road Initiative and National Development Strategies

Despite the fact that the Belt and Road Initiative is presented by China as international, its starting point is the motive of giving a new development impetus to the Chinese economy.

As noted in the report of President Xi at the 19th CPC (Communist Party of China) Congress: “The economy has maintained a medium-high growth rate, making [6.9 percent in 2017 – Ed.] China is a leader among the major economies. With the gross domestic product rising from 54 trillion yuan (US$7.9 trillion) to 80 trillion yuan (US$11.7 trillion), China has maintained its position as the world's second largest economy and contributed more than 30 percent of global economic growth. Supply-side structural reform has made further headway, bringing a steady improvement in the economic structure. Emerging industries like the digital economy are thriving; the construction of high-speed railways, highways, bridges, ports, airports and other types of infrastructure has picked up pace. Agricultural modernisation has steadily advanced, with annual grain production reaching 600 million metric tonnes. The level of urbanisation has risen by an annual average of 1.2 percentage points and more than 80 million people who have moved from rural to urban areas have gained permanent urban residency. Regional development has become more balanced; the Belt and Road Initiative, the coordinated development of the Beijing-Tianjin-Hebei region and the development of the Yangtze Economic Belt have all made notable progress. Through devoting great energy to implementing the innovation-driven development strategy, we have seen much accomplished toward making China a country of innovators... The new institutions of the open economy have been steadily improved. China now leads the world in trade, outbound investment and foreign exchange reserves." /2/

Experts say that further strengthening of the positive trends of socio-economic and political development of China is associated with the following ideologies: 1) establishment by China of a moderately prosperous society – “Xiaokang;" 2) construction of socialism with Chinese characteristics in the new era and 3) implementation of the Chinese dream about the great revival of the Chinese nation.

For Kazakhstan, actively involved in the Chinese Belt and Road Initiative and carefully looking at the Chinese experience of modernisation, the goals set by the Chinese leadership today and the methods of implementation, which helped the Great Eastern Neighbour to achieve enormous success, seem very remarkable.

Leader of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev, setting the strategic goal of joining the club of the most developed countries of the world /3/, offers a number of specific development objectives close to the experience of the Chinese reforms. In particular, our strategic course of development is characterised by such key systemic concepts as creating a “society (state) of universal labor;" creating a sustainable economic basis of political reforms (“First Economy, Then Politics"); modernisation of public consciousness leading to understanding of Kazakhstan's own path and special role of the Leader of the Nation in the process of building a modern competitive state. These strategic objectives are achieved through the implementation of social modernisation with the aim of eliminating social disparities; establishing a professional state responsible to society; achieving high standards of living for most citizens and modernisation of public consciousness, suggesting the revival of the Kazakh nation in the new environment. These goals are largely consonant with the objectives sought by China today. In this context, similar strategies of internal development of the two countries applied through the establishment of strategic bilateral political relations, effective economic communications along the Silk Road and friendly people-to-people contacts establish the necessary synergy in the relations, even in the face of increasing challenges and problems in world politics. It is clear that since the declaration of the Belt and Road Initiative, the two countries have established a particularly trusting and successful communication in economic terms to solve the challenges and problems faced by the two states.

List of references:

1. Amrebayev A. M. “Silk Road Economic Belt: from Idea to Reality" // “Kazakhstan in Global Processes" No. 3, 2014, pp. 30-39

2. “Full text of report delivered by Xi Jinping at the 19th CPC Congress," 2017-11-03 // http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

3. Strategy “Kazakhstan-2050": new political course of the established state, December 14, 2012 // http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-
Created at : 14.09.2018, 17:25, Updated at : 14.09.2018, 17:25

Айдар Амребаев. Национальное, региональное и глобальное измерения китайской инициативы «Пояса и пути»

Айдар АМРЕБАЕВ,

кандидат философских наук,

в.н.с. Института философии, политологии и религиоведения МОН РК,

почетный профессор Восточно-Китайского Педагогического Университета,

г.Шанхай, КНР

Национальное, региональное и глобальное измерения китайской инициативы «Пояса и пути»

С момента провозглашения инициативы «Пояса и пути» прошло пять лет. Первый юбилей данной внешнеполитической программы Китая требует проведения своеобразного промежуточного аудита, который даст основание понять почему данная инициатива была выдвинута, какие конкретные цели преследует, что за этот период было сделано и как это изменило ситуацию в КНР, регионе и мире в целом. Нас в Казахстане естественным образом интересует место нашей страны в осуществлении данной инициативы, реализация наших национальных интересов в контексте соприкосновения с китайской инициативой «Пояса и пути».

Неслучайно провозглашение континентальной программы Экономического Пояса Шелкового Пути состоялось в столице Казахстана Астане в сентябре 2013 года. Действительно, наша страна явилась ключевым звеном в осуществлении инициативы «Пояса и пути». Путь Китая «на Запад» проходил и проходит, главным образом, через Казахстан. Одновременно с этим, Казахстан активно взаимодействует с Китаем в процессе раскрытия потенциала регионального развития и способствует лучшему пониманию и открытию Поднебесной своих возможностей роста сегодня.

В настоящей статье рассматриваются национальное, региональное и глобальное значения китайской инициативы «Пояса и пути», а также вопросы позиционирования Казахстана в этих разных измерениях.

Особенности современной внешнеполитической философии Китая

Следует сразу сказать, что появление инициативы связано с выходом Китая на мировую арену в качестве глобального игрока, открыто заявившего о своих амбициях и целях, вопреки укоренившемуся завету Дэн Сяопина, зафиксированному в его знаменитых 24 иероглифах, определявших долгое время внешнеполитический курс Китая: «Наблюдать хладнокровно, реагировать сдержанно, стоять твердо, скрывать свои возможности и никогда не брать на себя лидерство». /1/

В этом плане определенный интерес представляет современная экспертная интерпретация китайской внешней политики, выраженная символически в стратегиях «Пути» и «Стены».

Первая стратегия, направленная «вовне», ставит геостратегическую задачу поиска новых возможностей для развития Китая, новые рынки, торговые перспективы для экспорта китайских товаров и продвижения цивилизационных ценностей, культивируемых Поднебесной, «мягкая сила» которой сама по себе является символом гармонии, порядка и процветания. Условно ее можно назвать экстровертированной стратегией внешней политики, которая характерна доктрине действующего Председателя КНР Си Цзиньпина. Она культивирует позитивный образ Китая: образ надежного и предсказуемого партнера, древней цивилизации, секрет успеха которой не в агрессивной внешней политике, а в стремлении к внутренней и внешней стабильности и созидательном духе жителей Поднебесной.

Вторую стратегию можно охарактеризовать как интровертную ориентацию «внутрь себя», предполагающую сосредоточенность на наращивании внутренней силы, геополитической мощи внутри Стены, ясное обозначение и охрану «стратегических границ жизненного пространства» Китая, целенаправленный курс на сохранение единства государственных и цивилизационных границ. В этом Пекин следует указаниям великого реформатора Дэн Сяопина – «выжидать и не высовываться».

Надо сказать, что в экспертно-аналитическом сообществе Китая нет единства мнений о том, какая из стратегий предпочтительней в современных условиях. Многие полагают, что концепт «Стены» уже не актуален, Китай с каждым днем набирает силу и мощь, которые необходимо использовать для обретения достойного Поднебесной места в мировом «табеле о рангах». Китай способен влиять на определение глобальной перспективы человечества. Собственно говоря, именно адепты этой стратегии представляют костяк соратников Председателя КНР. В свою очередь, Си Цзиньпинь, объявив об амбициозной программе «Пояса и пути», способствовал выходу Китая «из тени», указав на наличие у него глобальных амбиций – занять достойное страны положение в мировой политике.

Симпозиум в Пекине в честь пятилетия провозглашения инициативы «Пояса и пути». Пекин, 27 августа 2018 г. (Синьхуа)

Согласно китайской традиционной картине мира, Китай занимает срединное положение и в соответствии с его политической философией представляется Поднебесной, исполняющей своеобразное предназначение интерпретации Воли Неба, миссию установителя мировой гармонии. Хотя данное представление является архетипическим, имеющим тысячелетнюю историю, тем не менее оно и сейчас актуально в современном политическом дискурсе.

Глобальное измерение «Пояса и пути»

Возросший потенциал Китая сегодня ни у кого не вызывает сомнений и сопровождается его растущими амбициями и возможностями в современной международной политике, особенно в условиях хаоса и турбулентности мирового порядка, который в представлении китайцев нуждается в упорядочении и гармонизации. Существующие негативные тренды в мировой политике, среди которых высокая конфликтогенность регионов, слабая договороспособность стран, несправедливое распределение общественных богатств в мире, неадекватная репрезентация в международных организациях большей части мирового сообщества, требуют «восстановления порядка и гармонии», «создания сообщества единой судьбы человечества» в международных отношениях. Способствование гармонии, миру и благосостоянию, демонстрация эффективной и справедливой социальной модели – такова высокая миссия Китая. И в этом ряду можно рассматривать инициативу «Пояса и пути» в качестве китайской модели глобализации.

Таким образом, в широком глобальном политическом смысле инициатива «Пояс и путь» представляет собой не отдельный геополитический интерес или транспортно-логистический проект, а своеобразную политическую философию взаимодействия, стратегию конструирования современного мира, как дороги сотрудничества и совместного процветания на пути к прогрессу. Таков официальный месседж китайской стороны миру, осуществленный посредством реинтерпретации древнего символа – Великого Шелкового Пути, свидетельствовавшего о великолепии, могуществе и духовной миссии Китая.

Казахстан разделяет политическую философию сотрудничества стран во имя совместного процветания. Наша страна также оценивает и основные риски современных международных отношений, которые вызывают тревогу у китайского руководства. Именно поэтому стороны выражают единство взглядов в отношении практически всех глобальных проблем современности, не приемлют применение силы в международных отношениях, игнорирование норм международного права, выступают за незыблемость суверенитета и территориальной целостности, осуждают вмешательство во внутренние дела государств, навязывание им той или иной идеологии и модели развития.

«Пояс и путь» как актуальный проект регионального развития

Условия международной турбулентности и снижение темпов экономического развития в регионах, традиционно являвшихся прежде драйверами мирового экономического роста, актуализируют вопрос реализации потенциала Центральной Азии в качестве региона с новой динамикой развития. Как известно, наш регион до сих пор воспринимался в качестве периферии мирового развития, своеобразным «континентально запертым пространством» (land lock area), далеким от мировых транспортных коридоров и коммуникаций.

В этом плане динамичный экономический рост Китая на протяжении двух десятков лет, появление китайской стратегической инициативы «Пояса и пути» предоставили Центральной Азии хороший шанс стать новой точкой роста в Евразии. Стала востребованной синергия развития региона с экономической динамикой модернизирующегося Китая.

В лице КНР наши страны получили состоятельного и динамично развивающегося бизнес-партнера, заинтересованного в широкомасштабном сотрудничестве и модернизации транспортных коридоров для связи с другими состоятельными рынками. Центрально-азиатские государства оказались на перекрестке возрождающихся бизнес коммуникаций между Востоком и Западом, Севером и Югом, что актуализировало проекты создания в Центральной Азии страновых и региональных хабов.

В самом Китае помимо задач обновления экономики и обеспечения динамичного внутреннего роста, встала задача обеспечения благоприятного международного и регионального окружения с помощью реализации нового открытого китайского регионализма «идти вовне», парадигма которого предполагает создание «китайского регионального порядка», так называемого регионального сообщества «Pan-Sinica». Геополитика нового китайского регионализма «идти вовне» реализуется через экономическую дипломатию и «активные действия».

Одним из инструментов геополитической стратегии Китая является открытый приграничный или трансграничный регионализм. Китайский приграничный регионализм предполагает рассмотрение собственных окраинных территорий как контактных пространств для проецирования своих глобальных стратегий. Они реализуются через политические механизмы расширения и диверсификации форм приграничного сотрудничества в рамках политики «реформ и открытости», политики «выхода вовне» и программы построения «приграничного пояса открытости».

«Новый регионализм» не является противодействующей глобализму тенденцией. Страны не замыкаются в национальном развитии, они используют преимущества регионального сотрудничества. Китайский приграничный регионализм также реализуется путем региональных программ для развития западных, северо-восточных, юго-западных регионов страны, строительства трансграничных торгово-экономических, транспортных, культурных коридоров и т.д.

Политика «мягкой силы» Китая осуществляется посредством политической поддержки развивающихся стран на принципах невмешательства во внутренние дела, уважения государственного суверенитета и инвестирования в востребованные региональные инфраструктурные проекты, улучшающие возможности бизнес коммуникаций в азиатском регионе.

В новой внешней политике, инициированной председателем КНР Си Цзиньпином, важное значение отводится отношениям Китая с сопредельными странами и строительству Нового Шелкового пути. В целях укрепления экономических связей, углубления взаимодействия и расширения пространства сотрудничества стран Евразии Китай успешно использует новые модели взаимодействия, совместно осуществляя строительство экономических коридоров вдоль Великого Шелкового пути, учитывая интересы стран-участниц. В Пекине справедливо считают, что для достижения этой цели и оформления актуальной и дееспособной структуры регионального сотрудничества, прежде всего, необходимо укреплять политические контакты, развивать транспортные коммуникации, обеспечить бесперебойную торговлю, укреплять сферу денежного обращения, а также способствовать сближению народов региона.

Китайское руководство полагает, что региональная интеграция Азии – необходимый этап в ходе экономической глобализации. Несмотря на это, из-за большой разницы в уровнях развития в субрегионах Азии и слабых связей между странами, сотрудничество в регионе пока недостаточно развито по сравнению с Европой и Северной Америкой. Поэтому проект «Пояса и пути» сложен для реализации, финансово дорогостоящий и сориентирован на долгосрочную стратегическую перспективу интеграции всех субрегионов Азии – Южной, Юго-Восточной, Западной и Центральной. Проект «Пояса и пути» призван стимулировать обмен преимуществами между регионами, содействовать налаживанию и совершенствованию евразийской цепочки предложения, производства и ценообразования и, в итоге, поднять на качественно новый уровень общеазиатское и евроазиатское сотрудничество.

В этом плане Пекин готов терпеливо работать в более гибких форматах международного регионального сотрудничества, выделяя его со странами-соседями в особый приоритет. Интересно, что сегодня мы наблюдаем разнообразие подходов китайской стороны: традиционный двусторонний формат «стратегического партнерства» со странами-соседями; состыковка национальных программ развития (например, состыковка Новой Экономической Программы Казахстана «Нұрлы Жол» и китайской инициативы «Пояса и пути»); сопряжение с уже существующими интеграционными форматами сотрудничества (например, известное сопряжение ЕАЭС и ЭПШП), многосторонняя координация в рамках деятельности международных организаций, таких как ШОС, БРИКС. Такая гибкость подходов позволяет Китаю достигать цели, осуществляя необходимый маневр в случае блокировки или ограниченности того или иного формата.

«Пояс и путь» и национальные стратегии развития

Несмотря на то, что инициатива «Пояса и пути» презентуется Китаем как международная, все же ее отправной точкой является мотив придания нового импульса развитию китайской экономики.

Как было отмечено в докладе Председателя КНР Си Цзиньпина на 19 Съезде КПК: «Китайская экономика сохраняет средневысокие темпы роста (6,9% в 2017 году – примечание автора), удерживая одну из лидирующих позиций среди ведущих стран мира. По показателю ВВП, выросшему с 54 трлн. юаней до 80 трлн. юаней, Китай прочно занял второе место в мире. Вклад Китая в рост мировой экономики превысил 30%. Углублялась структурная реформа в сфере предложения, непрерывно оптимизировалась экономическая структура. Бурное развитие получили цифровая экономика и другие новые производства, ускоренными темпами шло строительство инфраструктуры, в том числе высокоскоростных железных дорог, автомагистралей, мостов, портов и аэропортов. Уверенно шла модернизация сельского хозяйства, зернопроизводящие мощности достигли 600 млн. тонн. Среднегодовой прирост коэффициента урбанизации страны составил 1,2 процентного пункта, свыше 80 млн. человек мигрирующего сельского населения было переведено в состав городского. Выросла скоординированность регионального развития, заметны результаты в реализации инициативы «Один пояс и один путь», в согласованном развитии региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, в развитии экономического пояса вдоль Янцзы. Активно реализовывалась стратегия стимулирования развития за счет инноваций, огромные успехи были отмечены в работе над созданием государства инновационного типа… Постепенно совершенствовалась новая система экономики открытого типа, Китай прочно занял лидирующие места в мире по внешней торговле, инвестициям за рубежом и валютным резервам». /2/

Дальнейшее усиление позитивных тенденций социально-экономического и политического развития Китая эксперты связывают со следующими идеологемами: 1) достижение Китаем среднезажиточного общества – «сяокан»; 2) построение социализма с китайской спецификой в новую эпоху; 3) реализация «китайской мечты» о великом возрождении китайской нации.

Для Казахстана, активно участвующего в китайской инициативе «Пояса и пути» и внимательно присматривающегося к опыту китайской модернизации, представляются весьма примечательными задачи, которые ставит китайское руководство сегодня, как и методы реализации, позволившие Великому восточному соседу добиться огромных успехов.

Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев, ставя стратегическую цель вхождения Казахстана в клуб наиболее развитых стран мира /3/, предлагает целый ряд конкретных задач развития, созвучных опыту китайских реформ. В частности, нашему стратегическому курсу развития характерны такие ключевые системные понятия, как построение «Общества (государства) всеобщего труда»; создание устойчивой экономической основы политических преобразований («Сначала – экономика, потом – политика»); модернизация общественного сознания, ведущая к осознанию особенности «Казахстанского пути»; особая роль Лидера Нации в процессе созидания современного конкурентоспособного государства. Эти стратегические цели достигаются посредством осуществления социальной модернизации с целью устранения социальных диспропорций; становления профессионального, ответственного перед обществом, государства; достижения высоких стандартов жизни для большинства граждан; модернизации общественного сознания, предполагающей возрождение казахской нации в новых условиях. Данные цели в значительной мере созвучны задачам, к которым стремится сегодня Китай. В этом контексте использование обеими странами схожих стратегий внутреннего развития посредством налаживания двусторонних стратегических политических отношений, эффективных экономических коммуникаций на Великом Шелковом пути и дружественных человеческих связей позволяет наладить необходимую синергию в отношениях, даже в условиях нарастающих вызовов и проблем в мировой политике. Показательно, что с момента провозглашения инициативы «Пояса и пути» между двумя странами установились особо доверительные и успешные в экономическом отношении связи, позволяющие решать самые сложные задачи и проблемы, стоящие перед двумя государствами.

Список использованных источников:

1. Амребаев А.М. «Экономический пояс Великого Шелкового пути: от идеи к реальности» // журнал «Казахстан в глобальных процессах» №3, 2014, с.30-39

2. «Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м Съезде КПК», 2017-11-03 // http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

3. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, 14 декабря 2012 г. // http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-

Добавлено : 14.09.2018, 17:25, Изменено : 14.09.2018, 17:25